Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка - детский сад №20 "Кристаллик" г.Ессентуки

Волшебный мир Красок

«Реализация творческого проекта по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционных техник и приёмов изобразительной деятельности»
Жизнь каждого человека – это цветной клубок из событий, встреч и разных дел. И только от каждого из нас зависит, каких красок в нашей жизни будет больше. В наших силах раскрасить этот мир яркими красками и научить этому наших детей! Ведь через краски легче выразить свой внутренний мир, малышу гораздо проще нарисовать то, о чем так трудно рассказать.

Одно из условий совершенствования изобразительных умений, пробуждения интереса к изобразительной деятельности, развития творческой активности, развитие мелкой моторики, а, значит, развитие речи ребёнка - это использование в работе широкого спектра нетрадиционных материалов
Поэтому применение нетрадиционных техник изо-деятельности стало одним из основных, а главное, очень интересным, направлением совместной деятельности взрослых и детей в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

В 2012-2013 учебном году в «Кристаллике» прошел конкурс педагогических проектов. Были представлены разные, но все очень достойные и интересные проекты по экологическому и патриотическому воспитанию, опытно-экспериментальной деятельности, формированию основ здорового образа жизни и валеологической компетентности педагогов, проекты творческого развития.

Победителем стал мой творческий проект по художественно-эстетическому развитию дошкольников - «Волшебный мир Красок». Проект был реализован педагогами детского сада и подтолкнул к поиску новых, нетрадиционных игровых и творческих форм и методов взаимодействия с детьми и их родителями. Участниками проекта стали ребята, родители и педагоги разных групп детского сада.

Целью проекта педагоги видели - «Развитие самостоятельной свободной творческой личности Ребёнка посредством нетрадиционных приемов и методов изобразительного искусства». Важно, что в процессе достижения этой цели, наблюдалось повышение профессиональной компетентности педагогов в разных областях знаний, в том числе в изобразительной деятельности, и активный поиск новых рациональных средств, форм и методов художественно – эстетического развития дошкольников.

Этот проект оказался универсален - он может быть реализован в разные сроки, с детьми разного возраста. Для этого нужно, опираясь на возрастные особенности развития детей и багаж их знаний, умений и навыков, наполнить блоки проекта соответствующим содержанием.

Этапы проведения проекта были традиционными. Найденную и систематизированную информацию мы с ребятами закрепляли в совместной поисково-творческой деятельности, в каждом этапе анализируя результат и готовность к работе со следующим блоком.

Весь проект разделен на 4 последовательных блока, содержание каждого отвечает на простые вопросы: «Чем рисовать? На чем рисовать? Что рисовать? И Как рисовать?»
Решая первую проблему, «Чем рисовать?», мы познакомились с палитрой цветов, с теплыми и холодными оттенками. Ребята узнали, что у каждого времени года есть свои цвета, восхищались пейзажами художников родного края, в игровой поисково-творческой деятельности нашли разные, даже непривычные для ребят материалы, которые оставляют след, рисуют, совместно с родителями составили коллекцию средств для рисования и провели выставку семейных работ.

Решение Второй проблемы, «На чем рисовать?», помогло найти замену бумаге, познакомило с различными материалами и их свойствами, в игровой поисково-творческой деятельности мы нашли материалы, на которых можно оставлять рисунки, совместно с родителями пополнили коллекцию материалов в уголке экспериментальной деятельности.
Третий блок «Что рисовать?» обобщил имеющиеся знания детей о рисовании разных точек, линий и геометрических фигур, учил приёмам рисования и конструирования предметов из нескольких частей, познакомил с элементами дымковской росписи, подарил выставку совместных с родителями работ.

Последний блок «Как рисовать?» привел ребят в восторг. Мы наблюдали за вариантами окраски в природе, изучали разные техники художников Ставрополья.
Узнали, что есть техника отпечаточная пальчиковая и ладошковая, и даже ножковая…пробовали пластилинографию, печать и оттиск, симметрию, знакомились с ниткографией, набрызгом и трафаретами, узнали о монитопии и рисованию по мокрому фону, полюбили волшебство восковых мелков и акварели и чудеса кляксографии.

Новизна вида деятельности, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей и неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – всё это обеспечило живость и непосредственность детского восприятия, рост уровня развития мелкой моторики ребят, активное развитие речи и познавательных процессов. Это обусловлено тем, что в блоки проекта было интегрировано много различных знаний, умений и навыков из разных образовательных областей основной общеобразовательной программы. Воспитатели создавали новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывало у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.
Итогом реализации проекта в 2013-2014 учебном году стали высокие результаты мониторинга образовательной области «Художественное творчество», выставка самых ярких детских и семейных творческих работ, мастер-класс от детей для родителей и создание альбом творческих работ «Мой красочный мир!»

И самое главное – работа заинтересовала и продолжается в программах кружков по дополнительному образованию. В кружке художественно-эстетической направленности было уделено большое внимание продолжению знакомства с нетрадиционными техниками рисования.

Педагоги средней группы создали кружок «Чудо в маленьких ладошках», успешно выполнили программу превращения каждого ребёнка в Автора маленького шедевра. Каждый месяц они создавали с ребятами индивидуальную тематическую (по времени года, праздничным датам), творческую работу, используя разные материалы и разные техники работы, позволяя им закрепить умения и навыки, полученные на занятиях, и, одновременно знакомили с новым, интересным и удивительным для них.
Работа в этом направлении важна и необходима, и обязательна будет продолжена педагогическим коллективом детского сада.

В нашей «Красочной копилке» есть разные виды и техники нетрадиционного рисования, они очень эффективны и нравятся детям. Предлагаем и Вам попробовать!

Прочитано 2099 раз