Консультация для родителей «Пластилинография— это интересно!»
Пластилинография– это нетрадиционная техника работы спластилином, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.
Основной материал —пластилин, а основным инструментом впластилинографииявляются руки ребенка. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным иинтересным, что очень важно для работы с малышами.
Занятияпластилинографиейспособствуют развитию таких психических процессов, как внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей.Пластилинографияспособствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясьпластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Развивается волевое усилие – дети проводят больше времени при выполнении задания, стараются выполнить его до конца, формируются элементарные навыки самоконтроля (организованно готовят рабочее место, убирают его, контролируют поведение, отмечается повышенныйинтерес к занятиям(стараются выполнять задание правильно).
Реализуется познавательная активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у детей жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в памяти. Это позволяет уточнить уже усвоенные ребенком знания, расширить их и применять на практике.
В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий спластилиномдолжен идти непрерывный разговор с детьми. Такая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность.
Развиваются сенсорные эталоны (цвет, форма, величина, что занимает одно из центральных мест в работе с детьми попластилинографии. При создании работы дети знакомятся со средствами художественной выразительности(пропорция, ритм, цвет, объем, фактура, колорит).
У детей воспитываются тактильные и термические чувства пальцев, что необходимо для накопления социокультурного опыта ребенка.
Особенности используемого материала.
Пластилин – мягкий, податливый материал, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательныхмоментов:
- • Несвежийпластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе, особенно детским пальчикам.
- • В своем составепластилинимеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.
Всех этих неприятностей можно избежать,
если следовать следующимрекомендациям:
- 1.Пластилин – материал объемный, а значит имеющий вес. Поэтому для работы следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых изпластилина объектов.
- 2. Чтобы картинка со временем не теряла своей привлекательности, следует основу покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки можно снять лишнийпластилин, не оставляя следов.
- 3. Если работа выполняется в качестве подарка или для оформления комнаты, рекомендуется поверхность выполненной изпластилинакомпозиции покрыть бесцветным лаком.Пластилинпод лаковой пленкой со временем твердеет, изделие становится более ярким, с лакированной поверхности легче убирать пыль.
- 4. На рабочем столе ребенка должна обязательно присутствовать тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы первоначально вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
- 5. Работа спластилином трудоемкая, требует усилий, поэтому детям необходим минутный отдых в процессе ее выполнения в виде физкультурных разминок и пальчиковых игр.
Во многом результат работы ребенка зависит от егозаинтересованности, поэтому в работе важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов, таких как, игра, сюрпризный момент, музыкальное сопровождение и т. д.
Обучение рисованию в техникепластилинографииследует начинать с учетом постепенного нарастания сложности материала. Развитие сюжета лучше начинать с предметныхизображений: сначала нужно отработать все основные элементы сюжетного рисунка, а затем переходить к более сложным композициям. Также необходимо обращать внимание не только на техническую, но и на выразительную сторону деятельности.
Иногда ребенок отказывается от работы из-за страха, что он не справится с ней. Поэтому детям требуется поощрение. Успешное выполнение работы придает ребенку уверенность в своих силах, положительно настраивает его на дальнейшие задания.
А теперь несколько практических рекомендаций по техникепластилинографии.
- 1. Примазывание. Т. е. берем нужного цветапластилини размазыванием его по картону(примазыванием).Например: надо«нарисовать»голубое облако. Предварительно в нудной части листа делаем карандашный набросок или обводим по трафарету. Берем голубойпластилин и, не выходя за контур наброска, примазываемпластилин(«раскрашиваем»голубымпластилином облачко). Для большей натуральности можно сделать два-три мазка белымпластилином.
- 2. Скатывание колбасок.Например: вы рисуете машинку. Сначала выбираем фон. Затем – карандашный набросок. Далее выбираемпластилин, который будет«выгодно»смотреться на выбранном вами фоне. Раскатываемпластилиновыеколбаски нужной длины и толщины, и этими колбасками выкладываем контур машины(черным - колеса, кузов – зеленым и т. д.). Подключаем фантазию и вкус.
- 3. Шарики - горошины. Этот метод«раскрашивания»делает рисунок объемным, очень оживляет. Особенно рекомендую его использовать при предметном изображении.Например:«Дары осени». Трафарет или набросок фрукта или овоща. Плоскость карандашного рисунка заполняется шариками(величина выбирается автором). Для крепости соединения с картономпластилиннадо слегка придавливать.
В одном сюжете можете использовать все триприема:«примазывание»,«колбаски»,«горошины». Примазыванием можно создать фон и уже кпластилиновомуфону крепить колбаски и шарики (например:«Золотая осень»). Колбасками хорошо выделять силуэт изделия – они сделают его четким, выразительным. Шарики придадут рисунку объемность, яркость живость.
Именно работа пальчиками по притираниюпластилина, скатыванию колбасок и шариков является очень полезной и приносит неоценимые результаты для развития кисти вашего малыша.
Уверяю Вас, мамы, папы, а особенно бабушки и дедушки, Вы проведете с ребенком время увлекательно и полезно.
Желаю творческих успехов.