Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка - детский сад №20 "Кристаллик" г.Ессентуки

мелкая моторика рук

ЧТО ТАКОЕ МЕЛКАЯ МОТОРИКА РУК?

Для ребенка дошкольника главное в жизни - игра. Маленький человек запоминает только то, что ему интересно, неинтересное он считает неправильным. Поэтому все занятия с малышом должны носить игровой характер, доставлять радость и вам, и ребенку. Что такое развитие мелкой моторики рук и для чего это нужно? Попросту говоря, мелкая моторика рук – это способность выполнять различные тонкие движения и действия руками. Например, вы вдеваете нитку в иголку именно благодаря хорошему развитию мелкой моторики рук. Под выражением «мелкая моторика» физиологами подразумеваетсядвижение мелких мышц кистей рук. Но тут очень важно иметь в виду координацию «руки-глаза», ведь развитие мелких движений рук осуществляется при помощи зрения. Понятно, что ребенок, у которого хорошо развиты пальчики, без труда осваивает в школе премудрости письма. Но не это самое главное. Для начала стоит отметить, что вообще моторика рук самым прямым образом развита с развитием речи. И это далеко не миф, как может показаться на первый взгляд. Исследования учёных показали, что с точки зрения анатомии, примерно треть всей площади двигательной проекции коры головного мозга занята проекцией кистей рук, находящейся совсем рядом с речевой зоной. Оказывается, развитие мелкой моторики положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а умственное и речевое развитие ребенка, способность к логическим умозаключениям, внимание, память напрямую зависят от развития мелкой моторики рук. Хотите научить своё дитя говорить, вы должны заниматься не только тренировкой его артикуляционного аппарата, но ещё и всячески развивать мелкую моторику, а именно: движение пальцев рук. Специалисты рекомендуют начинать развитие мелкой моторики у детей в возрасте восьми месяцев. Именно в этот период пальцы рук уже будут поддаваться активной тренировке. Можно, конечно, приступить к развитию мелкой моторики и раньше, предлагая малышу поиграть с предметами разных фактур, форм и размеров, а также со специальными игрушками, которые, кстати говоря, легко делаются из того, что есть дома, но не факт, что будет результат. Так что, восемь месяцев – это самый оптимальный срок. А какие есть способы развития мелкой моторики? Во - первых, нужно, чтобы малыш как можно больше тренировал пальчики. Для этого очень важно поощрять детскую самостоятельность, формировать навыки самообслуживания. Трехлетний ребенок способен почти самостоятельно одеться, убрать за собой игрушки, помочь маме накрыть на стол. Родители оказывают малышу медвежью услугу, когда спешат помочь ему застегнуть пуговички, зашнуровать ботинки. Им, кажется, что малыш просто завязывает шнурки, причем очень медленно, а на самом деле идет жизненно необходимая тренировка пальчиков, способствующая интенсивному развитию интеллекта. Во – вторых, очень полезны игрушки типа Лего, строительные наборы, сборно – разборочные конструкции, мозаики, паззлы, различные игрушки-шнуровки. Мозаика. Для начала хватит того, что малыш просто будет вставлять элементы мозаики в основу. Впоследствии следует задавать конкретное изображение или форму, чтобы ребёнок её выкладывал. Идеальным вариантом будет мозаика с разными шляпками.

o Счёты. Давайте ребёнку задание перекладывать колечки счёт с одного края на другой. Для развития счётных навыков можно также сдвигать колечки по порядку.

o Нитки. Здесь имеется в виду обычное наматывание и разматывание ниток на различные предметы. Можно, к примеру, заранее выбрать фигурки каких-либо животных, а ребёнок будет обматывать их нитками, придавая окраску. Эти же фигурки можно использовать для игр.

o Скрепки. Чтобы играть в эту игру, потребуются обычные разноцветные скрепки и несколько листов цветной бумаги. Задание заключается в том, чтобы собрать в небольшую пачку листочки одного цвета, а после скрепить их такой же скрепкой.

o Болты и гайки. Не требуется ничего не обычного – только крупные болты и гайки. А смысл игры ещё проще – накрутить гайки на болты.

o Прищепки. Берутся прищепки и цепляются на верёвку, картон или любую другую основу. Задание может быть также усложнено: на основу и прищепки наклеиваются какие-нибудь опознавательные знаки, например, цветные карточки или буквы, а ребёнок цепляет прищепки к соответствующим основам.

В – третьих, На сегодняшний день является общеизвестным фактом, что работа с такими «материалами» как глина, пластилин и солёное тесто прекрасно развивает мелкую моторику, а также замечательно воздействует на воображение.

o Оклеивать пластилином стеклянные бутылки и придавать им форму чайников, ваз, кувшинов и т.п.

o Выкладывать из пластилина в форме шариков, колбасок на картоне или фанере конкретные заданные рисунки

o Делать отпечатки на глине, тесте или пластилине, надавливая на них пальцами, игрушками, монетками, пуговицами и т.д.

o Лепить шарики, колечки, колбаски, затем разрезать на отдельные кусочки, а после снова составлять вместе (можно придавать форму отдельным кусочкам)

o Делать несколько разных деталей и составлять из них композицию (подготавливать элементы можно самим, а уже после этого давать их ребёнку для работы)

o хорошо развивают пальчики лепка из глины и пластилина, аппликация, изготовление поделок из природного материала, макраме, вышивка, вязание. Игры с мелкими камешками, пуговицами, бусинками и крупой оказывают на организм ребёнка превосходное развивающее, оздоравливающее и тонизирующее действие. Однако проводиться они всегда должны под присмотром кого-то из взрослых, чтобы ребёнок случайно не поранился или не съел что-то из выше названных предметов. Рисунки из крупы. Берётся кусочек картона, и ребёнок рисует на нём любое изображение, например, солнышко. Затем нужно взять самый безопасный клей и нанести его по контуру рисунка, а ребёнок должен положить на эти линии, например, горох, фасоль или гречку. Такая игра служит прекрасной тренировкой мышц кистей и пальцев.

o Упражнение с использованием щипцов. Нужно дать ребёнку щипцы и попросить его складывать в бутылку, имеющую узкое горлышко, бусинки, горошинки и т.п.

o Упражнение с использованием пинцета. Ребёнку даётся пинцет, и он с его помощью перекладывает из какой-то одной ёмкости в другую и сортирует маленькие игрушки или ту же крупу. Кроме этого, очень эффективно, если малыш будет перекладывать пинцетом небольшие игрушки или крупу в какую-то фигурную ёмкость, к примеру, в формочку для льда или выпечки пирожных.

o Сортировка мелких предметов по размеру, форме и цвету. Попросите ребёнка рассортировать крупу, пуговицы или бусинки по цветам, размеру или форме.

В общем, любой ручной труд, доступный ребенку трехлетнего возраста. Помните! Что для развития моторики подходит всё, что угодно: вода, песок, шнурки, проволока, бумага и т.д. И, наконец, развитию мелкой моторики способствует рисование и выполнение специальных графических заданий и упражнений в тетради. Главное найти то, что нравиться именно вашему малышу и предоставить ему все условия и возможности. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом станут плавными, четкими и скоординированными.

Прочитано 1998 раз