Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка - детский сад №20 "Кристаллик" г.Ессентуки

математика и музыка

Математика и музыка
Музыка и математика – это уникальный инструментарий, описывающий мир. Изучение музыки может помочь детям изучать математику, а познавание математики может облегчить ребенку изучение музыкальных законов.
Музыка учит ребенка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь. Следовательно, она развивает все виды восприятия: зрительное, слуховое, чувственное – и все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную. Ребенок, играющий или слушающий «Осеннюю песнь» Чайковского и как бы видящий в это время грустную картинку осени, на занятии будет так же ясно представлять все излагаемое воспитателем, и от этого лучше запоминать. Кроме того, музыка развивает ассоциативную фантазию, без которой невозможно овладение другими видами искусств... История знает массу людей, талант которых многогранен и способности к одному роду занятий как бы дополняют способности к другому. Леонардо да Винчи был скульптором, художником, архитектором, инженером; пел, преподавал пение и был первым, кто изучил природу вокального искусства. Михаил Иванович Глинка прекрасно рисовал. Эйнштейн играл на скрипке...
Дети, обучающиеся музыке, обычно обнаруживают способности и тягу к другим видам искусства, потому что, помимо когнитивных способностей, музыка развивает эмоции, улучшает личностные качества.
А теперь давайте посмотрим, как развиваются математические способности на музыкальных занятиях.
Как правило, занятие начинается с музыкально-ритмического упражнения.
Здесь дети закрепляют понятие «круг», «линия».
Следующий этап по традиционной структуре – «восприятие музыки» (или – слушание музыки)
Слушая произведения разные по характеру мы их сравниваем – здесь мы сталкиваемся с математической операцией сравнения.
А также – при знакомстве с формой музыкального произведения используются схемы из геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.
На музыкальных занятиях часто используются пальчиковые игры (под музыку или без), в которых с младших групп используется порядковый счет.

Петушок - Пальчиковая игра на порядковый счёт « Вышли пальцы танцевать»

Раз, два, три, четыре, пять – Выбрасывают пальчики из кулачка.
Вышли пальцы танцевать. Свободное движение ладошками.
Большой пустился в пляс, Круговые движения больших пальцев вокруг друг
Указательный в припляс. Подушечки указательных пальцев касаются друг друга.
Средний пальчик поклонился, Средние пальцы сгибаются и выпрямляются.
Безымянный притаился, Спрятать 4-йпалец одной руки в кулачок другой.
А мизинчик удалец Сцепить мизинцы между собой.
Цепь сцепил и молодец!
Как же дальше танцевать? Тянут сцепленные пальцы.
Надо цепь нам разорвать! Разрывают связь в конце фразы.


Использование на музыкальных занятиях в детском саду музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма способствует развитию и закреплению некоторых математических определений. Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, звуки бывают высокими и низкими ("Звучащий клубок”, "Игры с пуговицами”, "Птички и птенчики”, "Три медведя”, "Музыкальные птенчики” и т. п). Подвижная музыкальная игра "Найди свой листик” способствует закреплению знания цвета и формы предмета. Со старшими дошкольниками можно играть в игры на закрепление навыков ориентировки в пространстве (игра "Веселый круг”, игра-танец "Мы вместе” и т. п.). Используются так же игры на закрепление порядкового счета и количества ("Веселый счет”).
Разучивание танцев идет под счет.
Таким образом, математика и музыка – два полюса человеческой культуры, две системы мышления, тесно связанные между собой:

  • Музыкальные и математические операции родственны и содержательно и психологически.
    • Занимаясь музыкой, человек развивает и тренирует свои математические способности.

Музыка помогает изучать математику. Ребятам, которые занимаются музыкой, легче справляться в будущем с математикой в школе.

Прочитано 93 раз