Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка - детский сад №20 "Кристаллик" г.Ессентуки

Гусева Елена Васильевна

Гусева Елена Васильевна

Заведующий МБДОУ №20 "Кристаллик" г.Ессентуки

Дорогие вы наши, хорошие!
Как спасибо за все вам сказать?
В наше время, немыслимо сложное,
Умудряетесь нам помогать!

Дорогие родители!8 сентября наш детский сад приняла комиссия по готовности дошкольного учреждения к новому учебному году. Готовность детского сада оценена на "отлично".Выражаем благодарность самым активным семьям, участвовавшим в проведении ремонтных работ , праздничных и оздоровительных мероприятий, оформлении участка и групп дошкольного учреждения к началу нового 2016-2017 года:

1. Бабаевых Вероники и Валентина
2. Шульц Александра
3. Задковых Полины и Кирилла
4. Бельской Софии
5. Кириакиди Павла
6. Пойловых Софии и Ярослава
7. Пепиной Виктории
8. Адаменко Валерии
9. Кесова Николая
10. Солнцевых Дмитрия и Ивана
11. Астаховых Амалии и Любови
12. Газарян Вадима
13. Озерского Богдана
14. Урвачева Анатолия
15.Карповых Анастасии и Павла
16. Забуга Софии
17.Захарова Дмитрия
18. Пивоварова Михаила
19. Самодуровой Ульяны
20. Егозарьянц Елизаветты
21. Крымова Михаила
22.Саркисян Камилы и Алекса
23. Никитиной Полины
24. Кущенко Тимофея и Юлии
25. Забавина Александра
26. Лукьянова Бориса
27. Аванесовой Наны
28. Харченко Виктории и Татьяны
29. Козьмановой Варвары и Федора
30. Шиленко Екатерины
32. Скалозубова Данила
33. Шахназарова Влада и Олега
34. Ягодкина Геннадия
35. Головня Марии
36. Хусейновой Самиры
37. Арзановых Сергея и Софии
38. Мерновых Маргариты и Мирослава
Хочется обратить внимание на то, что мы еще не учитывали , выражая благодарность , участников различных конкурсов , проводимых в летний оздоровительный период, которые своими замечательными работами создали красоту в нашем детском саду.И если вдруг мы кого-то мы вдруг не отметили своей признательностью и благодарностью, просим нас простить , пусть напомнят о себе и мы обязательно исправимся!!!!!

С уважением, Елена Васильевна Гусева, заведующий детским садом.

Информация для родителей о проблемах «телефонного терроризма» и об ответственности за заведомо ложное сообщение об акте терроризма.

Сегодня мы расскажем о телефонном терроризме и о последствиях, которые могут повлечь за собой ложные сообщения о террористической угрозе.В последнее время в средствах массовой информации все чаще и чаще появляются сообщения о ложных сообщениях об акте терроризме.Очень часто звонки «о заложенных бомбах» совершаются несовершеннолетними. Кому-то интересно посмотреть, как быстро на звонок отреагируют специальные службы, кто-то думает избежать неблагоприятной оценки, сорвав контрольную работу, а кто-то просто хочет «пошутить».Хотя «шуткой» такие действия назвать очень сложно. Не все знают, что такие действия квалифицируются как уголовное преступление: «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма» (статья 207 Уголовного кодекса Российской Федерации).Уголовная ответственность за совершение преступления, предусмотренного статьей 207 УК РФ, наступает в отношении лица, достигшего ко времени совершения преступления 14 лет.
Независимо от возраста учащегося, на его родителей (в связи с отсутствием у него собственного имущества и доходов) возлагается ответственность за материальный ущерб, связанный с организацией и проведением специальных мероприятий по проверке поступивших угроз (статья 1073, 1074 Гражданского кодекса РФ).
Ложное сообщение о террористическом акте также влечет за собой дезорганизацию образовательного процесса.
Сложная террористическая обстановка в стране вынуждает правоохранительные органы и специальные службы незамедлительно реагировать на все звонки, поступающие на пульт дежурного, даже если они слышат в трубке детский голос и понимают, что сообщение заведомо ложное. Мероприятия по проверке указанных фактов отнимают много времени и материальных средств. На место предполагаемого теракта выезжают полиция, спасатели, кинологи, пожарные, следователи, специалисты спецслужб и др. Каждая такая операция обходится государству в крупную сумму.
И эта значительная сумма потом ляжет на плечи родителей телефонных «шутников».
Поэтому, взяв в руки телефонную трубку, стоит лишний раз задуматься о дальнейших последствиях телефонного терроризма.

Уважаемые родители МБДОУ ЦРР детского сада № 20 «Кристаллик» !

В соответствии с письмом Управления образования Администрации города Ессентуки № 01-07/436 от 12.02.2016 года представляем Вашему вниманию

Алгоритм действий при нахождении ребенка в дошкольном образовательном учреждении свыше временного режима, указанного в договоре с родителями ( законными представителями):

В случае, если родитель ( законный представитель) не забрал ребенка из дошкольного образовательного учреждения в установленный временной режим, воспитателю необходимо:
Созвониться с родителями ( законными представителями), родственниками, указанными в заявлении ( имеющими право забирать ребенка из детского сада) , и передать ребенка.
В случае не установления контакта с родителями ( законными представителями):
1. Сообщить о факте оставления несовершеннолетнего заведующему дошкольного образовательного учреждения;
2.Позвонить «02» Отдел МВД России по г. Ессентуки , по приезду инспектора по делам несовершеннолетних передать ребенка по акту.
3.На следующий день , до 10.00 часов сообщить в отдел опеки и попечительства Управления образования о данном факте

Уважаемые родители МБДОУ ЦРР детского сада № 20 «Кристаллик»!
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить родителей « Кристаллика», которым, судя по отсутствию жалоб, понятно и доступно мы разъясняем все происходящие события. Значит, наши старания не проходят даром!
В связи с участившимися обращениями граждан по городу Ессентуки, по вопросам сбора денежных средств в образовательных организациях, информирую Вас о порядке привлечения внебюджетных средств в образовательную организацию.
Еще раз хочу уточнить, что все расходы по оплате коммунальных услуг, обслуживанию инженерных сетей, электрооборудования, оборудования пищеблока, прачечной, организация охраны и видеонаблюдения, пожарная безопасность, устранение аварийных ситуаций, капитальный ремонт кровли, коммуникаций, организация питания и т.д. полностью финансируется из бюджета города.
Но детский сад – это большой дом, и необходимо постоянно поддерживать его в рабочем состоянии. Без Вашей помощи в вопросах текущих ремонтов помещений для детей , приобретения игрового и учебного оборудования, кроватей, сантехнического оборудования , игрушек, канцелярских товаров, оборудования на площадки и многих других, нам никак не обойтись. Поэтому и возникает потребность обращаться к Вам, уважаемые родители, чтобы ребятам в детском саду было комфортно и интересно.
Итак, еще раз информирую Вас, где можно получить информацию по вопросу привлечения внебюджетных средств в образовательное учреждение.
• На сайте учреждения в разделе «Родителям о главном» в подразделе « Внебюджетная деятельность» Вы можете ознакомиться с отчетами о внебюджетной деятельности о целевых взносах и добровольных пожертвованиях, а также уточнить реквизиты благотворительного счета организации и ознакомиться с Положением о добровольных пожертвованиях и целевых взносах.
• Также Вас может заинтересовать информация в подразделе « Антикоррупционная деятельность» и в разделе « Сведения об образовательной организации» в подразделе « Публичный доклад руководителя» - раздел « Финансово- хозяйственная деятельность».
Уточняю, что при поступлении Ваших денежных средств на благотворительных счет детского сада с родителями заключается договор пожертвования денежных средств на определенные цели, прикладывается чек- ордер и счет оплаты. При поступлении пожертвований имущества, заключается договор, прикрепляется копия счета на приобретенный товар и составляется акт приемки – передачи имущества с отметкой о поступлении и постановке на учет имущества.
Обобщаю Вам цифры поступлений за 2014, 2015 год :
2014 год – На счет учреждения – 67 400 рублей
Добровольных пожертвований на сумму – 93 049 рублей
2015 год – На счет учреждения – 161 790,12 рублей
Добровольных пожертвований на сумму – 167 740 рублей
Выражаем Вам огромную благодарность за помощь ! Это лишь основные пожертвования за два года, которые мы официально оформили.
У нас есть еще очень много подарков от Вас, которые Вы нам дарите от чистого сердца, перечислить их невозможно, они маленькие и большие, для красоты и здоровья детей ( кормушки, скворечники, спортивные уголки, дизайнерские штучки……) .А сколько пользы и радости приносят осенние ярмарки! И благодаря нашим постоянным спонсорам ( семья Шульц) в каждой группе бактерицидные лампы, воздухоувлажнители, приборы для аромотерапии.

Еще раз уточняю реквизиты благотворительного счета , на который , при желании Вы можете перечислить денежные средства на развитие дошкольного учреждения:
40701810107021000176
КБК 00000000000000000180
Тип средств 08.04.00
Подробную информацию о перечислении Вы можете узнать у главного бухгалтера дошкольного учреждения Солодун Людмилы Александровны.

Самое выгодное вложение денежных средств – в наших детей! Нашему «Кристаллику» скоро будет 50 лет, и мы делаем все возможное и невозможное(!!!), чтобы было комфортно, уютно, безопасно и красиво нашим детям! Надеемся, что заходя в учреждение, Вас не возникает вопрос о коррупции со стороны руководителя и сотрудников детского сада. А если вдруг возникнут сомнения, очень прошу обратиться к руководителю в любой удобной для Вас форме ( личный прием, через «горячую линию» -ящик у вода в кабинет руководителя. Вам будут предоставлены все подтверждения на Ваш вопрос .

С уважением и надеждой на дальнейшее взаимопонимание и поддержку, заведующий детским садом Гусева Елена Васильевна

Уважаемые родители МБДОУ ЦРР детского сада № 20 «Кристаллик»!
Информируем Вас , что в целях усиления пропускного режима в детском саду по инициативе и при финансировании Администрации города Ессентуки производится установка турникета.
1 этап- установки турникета завершен (он включал в себя установку турникета, формирование электронной базы данных родителей ( законных представителей) , присвоение идентификационного номера , заказ и приобретение ключей ( стоимость 1 ключа – 50 рублей по договору с ООО «Северо-Кавказский центр систем управления доступом» ) , формирование нормативной базы по установке турникета)
2 этап будет включать в себя установку коридора для исключения возможности беспрепятственного миновать турникет .
3 этап – выдача дополнительных ключей ( при необходимости по письменному заявлению родителей ( законных представителей ) бабушкам, дедушкам…

Обращаем внимание! Полученные ключи до полного завершения работ и окончательного запуска полноценной работы турникета сохранять. Не допускать их потери!

!!! При потере ключа немедленно сообщить администрации для блокировки номера .

С полным комплектом нормативных документов по усилению контрольно-пропускного режима через КПП, оснащенного турникетом (приказ, порядок системы управления доступа через турникет, инструкция по использованию системы контроля доступа , порядок организации пропускного режима) Вы можете ознакомиться на сайте в разделеhttp://kristallik20.ru/svedeniya/normativnye-dokumenty.html

В жизни каждого человека огромную роль играет любовь. Сперва это любовь к своим родителям, к своей семье. Потом это любовь к своей школе, к своему классу, к своему селу или городу. Еще одна важнейшая ступень - любовь к своему народу, к своей стране

Д.С.Лихачев

В периоды смены экономических и общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, жизненных ценностей и установок. Современная семья серьезно озабочена образованием и развитием детей, укреплением их здоровья. Но не менее важно заложить основы душевного здоровья. Необходимое условие этого – наличие моральных ориентиров.

Сформированность нравственных ценностей является важнейшим условием формирования целостной личности.
Еще 20 лет тому назад в воспитании ребенка дошкольного возраста было ярко представлено формирование уважения к труду, к учению, к старшим, приоритета доброты и честности перед материальным достатком. Установки, которые ребенок получал в детском саду, совпадали с установками семьи. Люди интересовались своим прошлым, знали свои корни, пользовались опытом своих предков, восторгались заслугами своих земляков, соотечественников, стремились передать свой опыт и знания подрастающему поколению.

Современные же родители растят ребенка «для него самого». Они хотят, чтобы он был успешен, смог «чего-то добиться в жизни сам». Ребенок привыкает рассматривать все явления жизни с позиции того, что ему нравится или не нравится, полезно или нужно. Мы мало стали обращаться в прошлое, полагаемся только на современную реальность, не осознавая того, что ждет наше будущее поколение в нравственном плане. Достаточно остро эта проблема стоит и в системе образования в целом. Понятно, что мы даем детям достаточно теоретических и практических знаний, используем передовые технологии, а как же нравственное воспитание, как же опыт прошлых поколений? Ведь мы так мало знаем о нашей стране, о ее героях, а как стыдно, что мы почти ничего не знаем о своем крае, родном городе, его выдающихся людях, о своей культуре.
А ведь особенность дошкольного возраста заключается в том, что в этот период закладываются основы, стержень личности человека.

Именно поэтому потребность введения региональной и духовной культуры в общеобразовательною программу детского сада растет с каждым годом. Так как основа патриотизма закладывается именно в знаниях о своей «малой» Родине.

В МДОУ ЦРР детском саду № 20 «Кристаллик» нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Работа в этом направлении включает целый комплекс задач:
-формирование у ребенка привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
-развитие интереса к русским традициям;
-развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
-формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах деятельности: на занятиях, в игровой и трудовой деятельности.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых. Традицией детского сада стали встречи с ветеранами. На конкретных фактах из жизни дедушек, бабушек – участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, ребятам прививаются такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «Любовь к Отечеству», «трудовой подвиг». Ребят подводят к пониманию, что победить можно только тогда, когда любишь свою Отчизну.
Тематические праздничные утренники, посвященные Дню Победы – всегда торжественное событие в детском саду.

Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре всех народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Поэтому основное место в системе воспитания педагогов в детском саду принадлежит поддержке и направления интереса ребенка к людям других национальностей, знакомство с их бытом, традициями, характером труда. Ребята знают, что нашу страну населяют люди разных национальностей, у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками...

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
Основной формой нравственно- патриотического воспитания являются тематические занятия, которые приурочиваются к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями - в декабре перед Днем Конституции, Богатыри Земли Русской - в феврале перед Днем защитника Отечества. Знания закрепляются в торжественных праздничных мероприятиях.

Не менее важным условием нравственно - патриотического воспитания является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по этому вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.

Выставки работ к празднику Победы, сделанные руками детей и их родителей, стали традиционным мероприятием в детском саду.
Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим его окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, что вызывает отклик в его душе, знакомство со своим городом, с его историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему.
Если мы хотим, чтобы в будущем дети любили свою страну и стремились сделать жизнь в ней лучше, необходимо заложить основу для этой любви.

Из опыта работы педагогического коллектива. 2013 год

Жизнь каждого человека – это цветной клубок из событий, встреч и разных дел. И только от каждого из нас зависит, каких красок в нашей жизни будет больше. В наших силах раскрасить этот мир яркими красками и научить этому наших детей! Ведь через краски легче выразить свой внутренний мир, малышу гораздо проще нарисовать то, о чем так трудно рассказать.

Одно из условий совершенствования изобразительных умений, пробуждения интереса к изобразительной деятельности, развития творческой активности, развитие мелкой моторики, а, значит, развитие речи ребёнка - это использование в работе широкого спектра нетрадиционных материалов. Поэтому применение нетрадиционных техник изо-деятельности стало одним из основных, а главное, очень интересным, направлением совместной деятельности взрослых и детей в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

В 2012-2013 учебном году в «Кристаллике» прошел конкурс педагогических проектов. Были представлены разные, но все очень достойные и интересные проекты по экологическому и патриотическому воспитанию, опытно-экспериментальной деятельности, формированию основ здорового образа жизни и валеологической компетентности педагогов, проекты творческого развития.

Победителем стал творческий проект по художественно-эстетическому развитию дошкольников одного из педагогов, Сидуновой Марины Дмитриевны - «Волшебный мир Красок». Проект был реализован педагогами детского сада и подтолкнул к поиску новых, нетрадиционных игровых и творческих форм и методов взаимодействия с детьми и их родителями. Участниками проекта стали ребята, родители и педагоги разных групп детского сада.

Целью проекта педагоги видели - «Развитие самостоятельной свободной творческой личности Ребёнка посредством нетрадиционных приемов и методов изобразительного искусства». Важно, что в процессе достижения этой цели, наблюдалось повышение профессиональной компетентности педагогов в разных областях знаний, в том числе в изобразительной деятельности, и активный поиск новых рациональных средств, форм и методов художественно – эстетического развития дошкольников.

Этот проект оказался универсален - он может быть реализован в разные сроки, с детьми разного возраста. Для этого нужно, опираясь на возрастные особенности развития детей и багаж их знаний, умений и навыков, наполнить блоки проекта соответствующим содержанием.

Этапы проведения проекта были традиционными. Найденную и систематизированную информацию мы с ребятами закрепляли в совместной поисково-творческой деятельности, в каждом этапе анализируя результат и готовность к работе со следующим блоком.

Весь проект разделен на 4 последовательных блока, содержание каждого отвечает на простые вопросы: «Чем рисовать? На чем рисовать? Что рисовать? И Как рисовать?»
Решая первую проблему, «Чем рисовать?», мы познакомились с палитрой цветов, с теплыми и холодными оттенками. Ребята узнали, что у каждого времени года есть свои цвета, восхищались пейзажами художников родного края, в игровой поисково-творческой деятельности нашли разные, даже непривычные для ребят материалы, которые оставляют след, рисуют, совместно с родителями составили коллекцию средств для рисования и провели выставку семейных работ.

Решение Второй проблемы, «На чем рисовать?», помогло найти замену бумаге, познакомило с различными материалами и их свойствами, в игровой поисково-творческой деятельности мы нашли материалы, на которых можно оставлять рисунки, совместно с родителями пополнили коллекцию материалов в уголке экспериментальной деятельности.
Третий блок «Что рисовать?» обобщил имеющиеся знания детей о рисовании разных точек, линий и геометрических фигур, учил приёмам рисования и конструирования предметов из нескольких частей, познакомил с элементами дымковской росписи, подарил выставку совместных с родителями работ.

Последний блок «Как рисовать?» привел ребят в восторг. Мы наблюдали за вариантами окраски в природе, изучали разные техники художников Ставрополья.
Узнали, что есть техника отпечаточная пальчиковая и ладошковая, и даже ножковая…пробовали пластилинографию, печать и оттиск, симметрию, знакомились с ниткографией, набрызгом и трафаретами, узнали о монитопии и рисованию по мокрому фону, полюбили волшебство восковых мелков и акварели и чудеса кляксографии.

Новизна вида деятельности, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей и неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – всё это обеспечило живость и непосредственность детского восприятия, рост уровня развития мелкой моторики ребят, активное развитие речи и познавательных процессов. Это обусловлено тем, что в блоки проекта было интегрировано много различных знаний, умений и навыков из разных образовательных областей основной общеобразовательной программы. Воспитатели создавали новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывало у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.
Итогом реализации проекта в 2012-2013 учебном году стали высокие результаты мониторинга образовательной области «Художественное творчество», выставка самых ярких детских и семейных творческих работ, мастер-класс от детей для родителей и создание альбом творческих работ «Мой красочный мир!»
И самое главное – работа заинтересовала и продолжается. В 2013-2014 учебном году в программах кружков по дополнительному образованию художественно-эстетической направленности было уделено большое внимание продолжению знакомства с нетрадиционными техниками рисования.

Педагоги средней группы создали кружок «Чудо в маленьких ладошках», успешно выполнили программу превращения каждого ребёнка в Автора маленького шедевра. Каждый месяц они создавали с ребятами индивидуальную тематическую (по времени года, праздничным датам), творческую работу, используя разные материалы и разные техники работы, позволяя им закрепить умения и навыки, полученные на занятиях, и, одновременно знакомили с новым, интересным и удивительным для них.
Работа в этом направлении важна и необходима, и обязательна будет продолжена педагогическим коллективом детского сада.

В нашей «Красочной копилке» есть разные виды и техники нетрадиционного рисования, они очень эффективны и нравятся детям. Предлагаем и Вам попробовать!

Тычок жесткой полусухой кистью. Возраст: любой.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. По¬лучается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками. Возраст: от двух лет.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой. Возраст: от двух лет.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск печатками из картофеля. Возраст: от трех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.

Оттиск поролоном. Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск смятой бумагой. Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которой гуашь, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к краске и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель. Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

Печать по трафарету. Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полу-картона либо прозрачной пленки. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

Монотипия предметная. Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия. Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Кляксография обычная. Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются. Кляксография с ниточкой. Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины. Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг. Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки листьев. Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Тычкование. Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером (2x2 см), журнальная и газетная бумага (например, для иголок ежа), карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квад¬ратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа.

Из опыта работы педагогического коллектива. 2013 год

Авторы:

Гусева Е.В., заведующий детским садом,

Сидунова М.Д., заместитель по УВР

«Реализация творческого проекта по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционных техник и приёмов изобразительной деятельности»

Жизнь каждого человека – это цветной клубок из событий, встреч и разных дел. И только от каждого из нас зависит, каких красок в нашей жизни будет больше. В наших силах раскрасить этот мир яркими красками и научить этому наших детей! Ведь через краски легче выразить свой внутренний мир, малышу гораздо проще нарисовать то, о чем так трудно рассказать.

Одно из условий совершенствования изобразительных умений, пробуждения интереса к изобразительной деятельности, развития творческой активности, развитие мелкой моторики, а, значит, развитие речи ребёнка - это использование в работе широкого спектра нетрадиционных материалов

Поэтому применение нетрадиционных техник изо-деятельности стало одним из основных, а главное, очень интересным, направлением совместной деятельности взрослых и детей в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»..

В 2012-2013 учебном году в «Кристаллике» прошел конкурс педагогических проектов. Были представлены разные, но все очень достойные и интересные проекты по экологическому и патриотическому воспитанию, опытно-экспериментальной деятельности, формированию основ здорового образа жизни и валеологической компетентности педагогов, проекты творческого развития.

Победителем стал творческий проект по художественно-эстетическому развитию дошкольников одного из педагогов, Сидуновой Марины Дмитриевны - «Волшебный мир Красок». Проект был реализован педагогами детского сада и подтолкнул к поиску новых, нетрадиционных игровых и творческих форм и методов взаимодействия с детьми и их родителями. Участниками проекта стали ребята, родители и педагоги разных групп детского сада.

Целью проекта педагоги видели - «Развитие самостоятельной свободной творческой личности Ребёнка посредством нетрадиционных приемов и методов изобразительного искусства». Важно, что в процессе достижения этой цели, наблюдалось повышение профессиональной компетентности педагогов в разных областях знаний, в том числе в изобразительной деятельности, и активный поиск новых рациональных средств, форм и методов художественно – эстетического развития дошкольников.

Этот проект оказался универсален - он может быть реализован в разные сроки, с детьми разного возраста. Для этого нужно, опираясь на возрастные особенности развития детей и багаж их знаний, умений и навыков, наполнить блоки проекта соответствующим содержанием.

Этапы проведения проекта были традиционными. Найденную и систематизированную информацию мы с ребятами закрепляли в совместной поисково-творческой деятельности, в каждом этапе анализируя результат и готовность к работе со следующим блоком.

Весь проект разделен на 4 последовательных блока, содержание каждого отвечает на простые вопросы: «Чем рисовать? На чем рисовать? Что рисовать? И Как рисовать?»

Решая первую проблему, «Чем рисовать?», мы познакомились с палитрой цветов, с теплыми и холодными оттенками. Ребята узнали, что у каждого времени года есть свои цвета, восхищались пейзажами художников родного края, в игровой поисково-творческой деятельности нашли разные, даже непривычные для ребят материалы, которые оставляют след, рисуют, совместно с родителями составили коллекцию средств для рисования и провели выставку семейных работ.

Решение Второй проблемы, «На чем рисовать?», помогло найти замену бумаге, познакомило с различными материалами и их свойствами, в игровой поисково-творческой деятельности мы нашли материалы, на которых можно оставлять рисунки, совместно с родителями пополнили коллекцию материалов в уголке экспериментальной деятельности.

Третий блок «Что рисовать?» обобщил имеющиеся знания детей о рисовании разных точек, линий и геометрических фигур, учил приёмам рисования и конструирования предметов из нескольких частей, познакомил с элементами дымковской росписи, подарил выставку совместных с родителями работ.

Последний блок «Как рисовать?» привел ребят в восторг. Мы наблюдали за вариантами окраски в природе, изучали разные техники художников Ставрополья.

Узнали, что есть техника отпечаточная пальчиковая и ладошковая, и даже ножковая…пробовали пластилинографию, печать и оттиск, симметрию, знакомились с ниткографией, набрызгом и трафаретами, узнали о монитопии и рисованию по мокрому фону, полюбили волшебство восковых мелков и акварели и чудеса кляксографии.

Новизна вида деятельности, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей и неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – всё это обеспечило живость и непосредственность детского восприятия, рост уровня развития мелкой моторики ребят, активное развитие речи и познавательных процессов. Это обусловлено тем, что в блоки проекта было интегрировано много различных знаний, умений и навыков из разных образовательных областей основной общеобразовательной программы. Воспитатели создавали новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывало у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.

Итогом реализации проекта в 2012-2013 учебном году стали высокие результаты мониторинга образовательной области «Художественное творчество», выставка самых ярких детских и семейных творческих работ, мастер-класс от детей для родителей и создание альбом творческих работ «Мой красочный мир!»

И самое главное – работа заинтересовала и продолжается. В 2013-2014 учебном году в программах кружков по дополнительному образованию художественно-эстетической направленности было уделено большое внимание продолжению знакомства с нетрадиционными техниками рисования.

Педагоги средней группы создали кружок «Чудо в маленьких ладошках», успешно выполнили программу превращения каждого ребёнка в Автора маленького шедевра. Каждый месяц они создавали с ребятами индивидуальную тематическую (по времени года, праздничным датам), творческую работу, используя разные материалы и разные техники работы, позволяя им закрепить умения и навыки, полученные на занятиях, и, одновременно знакомили с новым, интересным и удивительным для них.

Работа в этом направлении важна и необходима, и обязательна будет продолжена педагогическим коллективом детского сада.

В нашей «Красочной копилке» есть разные виды и техники нетрадиционного рисования, они очень эффективны и нравятся детям. Предлагаем и Вам попробовать!

* Тычок жесткой полусухой кистью. Возраст: любой.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. По­лучается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности

* Рисование пальчиками. Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

* Рисование ладошкой. Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

* Оттиск печатками из картофеля. Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.

* Оттиск поролоном. Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

* Оттиск смятой бумагой. Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которой гуашь, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к краске и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

* Восковые мелки + акварель. Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

* Печать по трафарету. Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полу-картона либо прозрачной пленки. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

* Монотипия предметная. Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия. Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

* Кляксография обычная. Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются. Кляксография с ниточкой. Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины. Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

* Набрызг. Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

* Отпечатки листьев. Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

* Тычкование. Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером (2x2 см), журнальная и газетная бумага (например, для иголок ежа), карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квад­ратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа.

Профессия: заведующий детским садом.

Профессиональные интересы: психология управления, менеджмент ДОУ.

Увлечения: ландшафтный и интерьерный дизайн,домашняя кухня, есть мечта - возобновить вязание спицам.