Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка - детский сад №20 "Кристаллик" г.Ессентуки

Дедашко Татьяна Александровна

Дедашко Татьяна Александровна

Воспитатель

Патриотическое воспитание дошкольников

«Любовь к родному краю,родной культуре, родной речи

начинается с малого – с любви к своей семье,

к своему жилищу, к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине,

её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

К. Д. Ушинский

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

Патриотизм– чувство нравственное. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем, вырастет из любви к близким, родному краю.

Патриотическое чувство, чувство Родины… Оно начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, брату, сестре. Ребёнок открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как«труд»,«долг»,«Родина». Развитие любви и привязанности к родному дому – первая ступень гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Что же следует иметь в виду,воспитывая у ребёнка первые чувства гражданственности? Как раскрыть перед ним содержание такого сложного и многогранного понятия, как«родной дом»?

Оно включает в себя:

- отношение к себе как личности;

- семью, где ребёнок родился и вырос, атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями, родной культурой;

- дом, в котором он живёт;

- родную улицу.

Постепенно понятие«родной дом»расширяется.

Вторая ступень- это уже и родной город, родной край.

Третья ступень – не только малая - родной край, но и большая, многонациональная Родина – Россия, гражданином которой ребёнок является, планета Земля – наш общий родной дом.

Первые представления о родной стране ребёнок получает в детском саду, включают сведения о природе, народной культуре, быте людей разных национальностей. Любой край неповторим, в каждом своя природа, люди, но каким бы особым ни был край – это часть большой прекрасной страны России.

В процессе патриотического воспитания формируется уважение к символике страны, гордость за принадлежность к своей стране и её народу, положительное и бережное отношение к труду людей, природе.

Любовь к Родине становится настоящим чувством, когда оно выражено в желании и потребности трудится на благо Отечества, поэтому необходимо поощрять деятельность ребёнка, в основе которой лежит стремление сделать что-то для других детей, родных, для детского сада, города.

При ознакомлении детей с родной страной, русской культурой и традициями, создаются благоприятные условия, при которых у них расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются так же задачи эстетического воспитания и детского творчества.

В ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с учётом возраста детей;

- экскурсии и целевые прогулки (возложение цветов к Вечному огню в Комсомольском парке);

- рассказ воспитателя;

- беседы о родном городе, стране, её истории;

- наблюдение за изменениями в облике родного города;

- за трудом людей в детском саду и в городе;

- показ иллюстраций, фильмов, слайдов;

-прослушивание аудиозаписей (гимн страны,патриотические песни о Родине);

- использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);

- ознакомление с русским народным декоративно – прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка);

- знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов;

-организация тематических выставок ( выставка «Русская матрешка»);

- участие в общественных и народных календарных праздниках («Масленница»);

- конкурс чтецов (к Дню Победы);

-разнообразные акции («Парад дошколятских войск», «Напиши письмо ветерану», «Букет победы»,)

- участие детей в посильном общественно – полезном труде.

Важно именно в дошкольном возрасте посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.

С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Поэтому именно с дошкольного возраста следует воспитывать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрыть им истинные ценности семьи, нации, Родины.

Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольника отличает доверие к взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

В этом году 26 апреля исполняется ровно 30 лет со дня страшной катастрофы на Чернобыльской АЭС. В современном мире чернобыльская катастрофа является крупнейшей в истории атомной энергетики: она стала самой масштабной как по количеству задействованных в ней ликвидаторов, так и самой масштабной по количеству жертв. Чернобыльская катастрофа произошла 26 апреля 1986-го года — взрыв на АЭС в Чернобыле произошёл в 01:23, именно в это время четвертый энергоблок оказался в эпицентре аварии.
Страшная авария на Чернобыльской АЭС затронула весь мир ввиду своей масштабности. В первые дни после взрывов в четвертом энергоблоке люди в радиусе 30 км от АЭС были вынуждены покинуть свои дома —эвакуации подлежали свыше 115 тысяч человек. Огромное количество людей и спецтехники было задействовано в ликвидации последствий взрыва — силы более 600 тысяч человек понадобились, чтобы минимизировать последствия произошедшего. В результате аварии на АЭС из-за горящего реактора образовалось радиоактивное облако, которое выпало в виде осадков по огромной территории Европы, России, Белоруссии и Украины.
Ежегодно 26 апреля с 1986-го года весь мир вспоминает о жертвах и тяжёлых последствиях чернобыльской катастрофы, в школах и других образовательных учреждениях проходят траурные выставки и минуты молчания.

24 марта в 10-30 в подготовительной к школе группе был проведен «Час памяти» – тематическое занятие о Чернобыльской катастрофе. В гостях у нас с ребятами были Гречко Анна Юрьевна, старший лейтенант внутренней службы, инспектор г. Ессентуки по пожарному надзору, и Перерва Иван Геннадьевич, участник ликвидации последствий аварии, родитель наших выпускников.

Мы с ребятами посмотрели презентацию, в которой очень осторожно, учитывая возраст слушателей и в то же время, не обходя серьезность вопроса, рассказано о назначении атомной энергии, о Чернобыльской АЭС и о катастрофе. В заключении, рассматривая с Анной Юрьевной фотографии памятников, возведенных людьми в честь ликвидаторов последствий и в память об этой огромной трагедии, ребята выражали свои чувства и мнения об услышанном и уведенном ими на занятии.

На прощание, выслушав слова благодарности и уважения от ребят, Иван Геннадьевич сказал простые, но такие важные слова: «Желаю Вам только мирного неба! Чтобы никогда не происходило таких бед, нужно во время любого, даже простого дела быть внимательными, хорошо учиться сейчас, чтобы вырасти умелыми, крепкими и знающими свою работу, любить свою страну и гордиться.

Информация к размышлению:

Ликвидация аварии на ЧАЭС продолжалась не один год, за это время проводились многочисленные мероприятия по устранению последствий случившегося. Непосредственно сразу после взрыва в ликвидации приняли участие только сотрудники станции — они занимались разбором завалов, отключением оборудования и устранением огня. Работы проводились в реакторном и машинном зале, а также в других помещениях ЧАЭС. Первыми ликвидаторами горящего 4-го энергоблока стали около 40 пожарных, 300 сотрудников милиции, а также многочисленные специалисты в области медицины, угледобывающей промышленности (они откачивали заражённую воду во избежание её попадания в Днепровский комплекс), научные специалисты. Пожаротушение и устранение последствий взрыва осуществлялось задействованными ликвидаторами посменно: когда одна смена получала предельно допустимую дозу радиации, им на смену приезжали другие специалисты. Основной задачей ликвидаторов, которые находились в зоне отчуждения, было снижение количественных уровней радиоактивных выбросов. В первые дни и месяцы после взрыва на четвёртом энергоблоке ЧАЭС инженерные войска, шахтёры и прочие специалисты вырывали тоннели под реактором, окапывали дамбы возле реки Припять, откачивали воду из реакторных помещений — всё это делалось с целью пресечь распространение заражённой воды и сплавов, чтобы предотвратить распространение заражения на грунтовые воды и Днепр.
Позднее загоревшийся реактор начали «хоронить», а территорию катастрофы — очищать от радиоактивного мусора, выбрасываемого из реактора. Сам реактор был укрыт бетонным «саркофагом», который был построен в ноябре 1986-го года.

Работая с ребятами подготовительной к школе группы, большое внимание уделяю здоровьесберегающим технологиям.Моя главная задача – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Для этого я использую следующие приемы и технологии:
Точечный массаж;
Дыхательная гимнастика;
Артикуляционная гимнастика;
Употребление в пищу лука и чеснока;
Полоскание отваром трав зева и полости рта;
Ароматизация воздуха спален во время дневного сна;
Босохождение по тренажеру и гимнастика в кроватках после дневного сна;
Хождение босиком;
Дневной сон с открытыми фрамугами;
Тщательное проветривание помещений и поддержание оптимальной температуры воздуха в группе;
Соблюдение режима дня, ежедневные прогулки.

Ой, Колядка, коляда,

Золотая голова.

Приходила Коляда,

Всем добра нам принесла.

Уже стали традицией Святки в нашем детском саду. Это возможность для знакомства детей с народными традициями и обрядами. Мы с ребятами выучили многог песенок и попевок, ведь именно такие незатейливые, поздравительные величания, колядки, пели исстари наши предки. Тексты были бережно сохранены, и переданы из уст в уста нашими прабабушками и прадедушками. И наша задача - взрослых, педагогов и родителей, воспитывать интерес и любовь к родной культуре, традициям и обычаям русского народа. На мой взгляд, именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, к душе ребенка и лежать в основе его личности. Мы стараемся воспитывать духовность в детках с самого раннего возраста.

В своей работе я часто использую малые формы детского фольклора (потешки, считалки, дразнилки, поговорки и т. д.). Ведь сказки, песни, народные танцы – все эти виды детской деятельности создают возможность ребенку соприкоснуться с историческим прошлым русского народа. А народный праздник помогает детям научиться самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.

Как говорили в народе, праздники на Руси составляют годовой праздничный круг. И следуя древним традициям народов России, праздничный круг начинается с Нового года – самого веселого и любимого народного праздника. За ним следуют большие праздники: Рождество и Крещение, а между ними – Святки.

Когда родители задают вопрос :"Что же можно сделать с детьми в этот период?", есть очень много информации.Я предлагаю вам простые и очень весёлые совместные дела:

1. Познакомить детей с традициями Святок. Рассказать о том, что это новогодние, праздничные дни, которые длятся от Рождества до Крещения. Это пора взаимных угощений, радости и веселья. Колядовщики ходили от дома к дому и исполняли колядки, обсыпали дом злаковыми с пожеланиями добра, счастья, достатка, а хозяева должны были одарить колядовщиков пряниками да пирогами, конфетами да деньгами.

2. К Рождественскому сочельнику разучить колядки, которыми потом можно поздравить детей в группе, родителей, воспитателей. Рассказать детям, что колядное величание, или колядки – это поздравительные песенки с пожеланиями достатка и благополучия в семье. Мелодии колядок очень просты и незатейливы, поэтому их запоминали и взрослые, и дети.

3. В течение двух святочных недель можно устраивать, как в старину, различные игры с ряжеными. Игры могут проходить как в помещении, так и на улице.

4. А самым интересным обычаем Святок было гадание. Познакомить детей с гаданиями на Святках с учетом их возраста.

5. Создать весёлое праздничное настроениею. Любой народный праздник начинается с ожидания его. Детей радует сама праздничная атмосфера: подарки, красивая одежда и гости. Они ждут веселья и музыки.

Старайтесь найти время и провести его со своими детьми вместе и весело!

Профессия: Воспитатель.

Профессиональные интересы: развитие речи, пальчиковые игры,театрализованная деятельность.

Увлечения: туризм и путешествие по КМВ.