Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка - детский сад №20 "Кристаллик" г.Ессентуки

проект "Синичкин день"

ПРОЕКТ «СИНИЧКИН КАЛЕНДАРЬ»

В подготовительной группе

Пояснительная записка

Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев, избавились от своего пестрого наряда. Окружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь. И вот уже зима спешит к нам с морозами и снегом.
По дороге по прямой шла зима с морозами,
Шла зима с морозами, снег стелила розовый.
И как только, на улице похолодало, многие птички засуетились как будто их кто- то напугал. Да нет, пугать никто не пугал. Вот только дождики да морозы не всем птицам по душе. Пришла пора некоторым из них улетать в теплые края. Раньше всех от нас улетают стрижи и ласточки, в сентябре отбывают грачи, скворцы, кукушки, а к ноябрю покидают нас все перелетные птицы.
Но улетают от нас одни пернатые, а с нами остаются другие птицы. Сегодня мы их поприветствуем.
С давних пор на Руси 12 ноября отмечалсяСиничкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.
Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – для Руси божья птица. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба-то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».

Дата проведения:1неделя ноябрь,

Воспитатель: Шелкоплясова Н.В., Лучкина С.И.

Тема:«Синичкин календарь»

Проблема:у детей недостаточно знаний о всероссийском празднике «Синичкин календарь»; беден словарный запас по теме «Зимующие птицы». Дети имеют скудные представления о том,как помочь птицам выжить в зимних условиях.

Цель:

- формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.

- Расширить представления детей о всероссийских праздниках;

- Развивать эмоциональную сферу, толерантность, чувство сопричастности к всенародным торжествам;

- Активизировать познавательную и речевую деятельность.

Задачи:

  • Расширить знания о роли птиц в природе и жизни человека
  • Воспитывать заботливое отношение и интерес к зимующим птицам;
  • Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях, вести регулярную подкормку;
  • Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения;
  • Расширить и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи по теме;
  • Добиться тесного взаимодействия, партнерских отношений педагогов группы № 9 с родителями в вопросах гармоничного развития у ребенка речи;
  • Добиваться партнерских отношений между детьми группы, родителями и педагогами.

Вид проекта:краткосрочный, образовательно - творческий, групповой.

Участники:дети подготовительной группы, педагоги, родители.

Срок реализации:2- недели.

Ожидаемый результат:дети знают и рассказывают о всероссийском празднике «Синичкин день». Имеют начальное представление о приспособленности птиц к среде обитания. Расширились представления о жизни птиц в природных условиях зимой. Имеют представление о зимующих и перелетных птицах. Рассказывают о помощи человека зимующим птицам. Любят и бережно относятся к природе. Активизировалась коммуникативная функция речи и познавательная деятельность детей; обогатился словарь, улучшилась грамматическая сторона речи по данной теме.

Этапы проекта.

  1. 1. Подготовительный:
  • Создание положительной мотивации у воспитанников и их родителей.
  • Совместное определение целей, задач и методических приёмов проекта.
  1. 2. Разработка проекта:
  • Создать развивающую среду в группе: подобрать материалы для бесед, пословицы и поговорки по теме, атрибуты для сюжетно-ролевых, подвижных, дидактических игр, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме проекта.
  • Подобрать материал для продуктивной деятельности.

3.Практическая часть, выполнение проекта:

Чтение худ. литературы

Коммуникация

Социализация

Познание

Художественное творчество

Чтение и беседа по содержанию

рассказа «Появились синички» (автор Г. Скребицкий, В. Чаплина);

Отгадывание загадок по теме;

Составление рассказа о синице по серии сюжетных картин

«Пользу или вред приносят птицы?»

Дидактическое упражнение «Накорми»;

Игра на внимание «Какой птички не стало?»;

Пальчиковое упражнение «Дятел». Подвижные игры: “Перелет птиц”, “Воробушки и автомобиль». Сюжетно-ролевые игры: “Лесная школа”, “Больница птиц”.

Вывешивание кормушек на участке;

Как ведут себя синички

Кормление птиц.

Чистка кормушек

Птица

«Синица»;

Конструирование синички из бумаги;

Изготовление кормушек из бросового материала

Заучивание стихотворения с детьми

«Кто заботится о птицах»

Изготовление атрибутики к подвижной игре «Перелёт птиц»

Наблюдение за поведением синичек во время прогулки;

Кормление птиц

Совместное рисование с детьми

Синички

Составление рассказа – описания птицы-синицы;

Придумывание слов-действий, слов-признаков о синице;

Загадка-описание о синице

Дидактические игры: “Поломанные слова”, “Что за птица?”

Пересказывание рассказа о синице, составленного коллективно

Отвечают на вопросы по содержанию рассказа «Появились синички» (Г. Скребицкий, В. Чаплина)

Пересказывают содержание

Беседа «Как живут наши пернатые друзья зимой»

Участвуют во всех играх

Наблюдение за поведением синичек во время прогулки;

Кормление птиц

Совместное рисование с родителями

Синички;

Конструирование синички из бумаги;

Изготовление кормушек из бросового материала

ЦЕНТР ДВИЖЕНИЯ:

- пальчиковая гимнастика «Дятел»;

- подвижная игра «Перелёт птиц»;

- подвижная игра «Воробушки и автомобиль»

ЦЕНТР НАУКИ:

- расширение знаний о празднике «Синичкин день»;

- расширить представления детей о зимующих и перелётных птицах;

- рассказать о жизни птиц в природных условиях зимой;

- Воспитывать заботливое отношение и интерес к зимующим птицам

ЦЕНТР МАТЕМАТИКИ:

- счёт насекомых (прямой, обратный, парами, на ощупь);

- ориентировка в пространстве “Где находится синица?”;

- игры на логическое мышление «Определи по описанию», «Четвёртый - лишний»;

- решение логических задач по теме «Зимующие птицы»

ЦЕНТР КНИГИ:

- загадки о зимующих птицах;

- стих «Мерзнут лапки у синичек» Масловой;

- составление рассказа с опорой на план;

- обсуждение пословиц, поговорок о синице;

- «О чем плачет синичка» Сухомлинский

- чтение рассказа «Появились синички» (Г.Скребицкий, В. Чаплина)

ПРОЕКТ «СИНИЧКИН календарь»

ЦЕНТ ГРАМОТЕЙКА:

- Звуковой анализ и синтез слов: сова, ворона;

- разгадывание ребусов по теме;

- дидактическая игра «Закончи предложение»;

- составление по плану описательного рассказа о птице

ЦЕНТР УМЕЛЫЕ РУЧКИ:

- изготовление кормушек

ЦЕНТР ИСКУССТВА:

- рассматривание иллюстраций по теме;

- рисование «Синички»;

- лепка «Воробушек»

-аппликация «Снегирь»

ЦЕНТР ИГРЫ:

- дидактическая игра «Накорми», «Какой птички не стало», «Поломанные слова», «Что за птица»

- сюжетно-ролевые игры «Лесная школа», «Больница птиц»

4этап. Результат проекта

- формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.

- приобщение детей и их родителей к природоохранной операции по организации подкормки зимующих птиц;

- воспитание заботливого отношения и интереса к зимующим птицам;

- развитие внимания детей, умения соотносить изменения в природе с жизнью зимующих птиц.

Прочитано 23 раз