Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка - детский сад №20 "Кристаллик" г.Ессентуки

«Пластилинография — это интересно!» для родителей

Консультация для родителей «Пластилинография— это интересно!»

Пластилинография– это нетрадиционная техника работы спластилином, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.

Основной материал —пластилин, а основным инструментом впластилинографииявляются руки ребенка. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным иинтересным, что очень важно для работы с малышами.

Занятияпластилинографиейспособствуют развитию таких психических процессов, как внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей.Пластилинографияспособствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясьпластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Развивается волевое усилие – дети проводят больше времени при выполнении задания, стараются выполнить его до конца, формируются элементарные навыки самоконтроля (организованно готовят рабочее место, убирают его, контролируют поведение, отмечается повышенныйинтерес к занятиям(стараются выполнять задание правильно).

Реализуется познавательная активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у детей жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в памяти. Это позволяет уточнить уже усвоенные ребенком знания, расширить их и применять на практике.

В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий спластилиномдолжен идти непрерывный разговор с детьми. Такая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность.

Развиваются сенсорные эталоны (цвет, форма, величина, что занимает одно из центральных мест в работе с детьми попластилинографии. При создании работы дети знакомятся со средствами художественной выразительности(пропорция, ритм, цвет, объем, фактура, колорит).

У детей воспитываются тактильные и термические чувства пальцев, что необходимо для накопления социокультурного опыта ребенка.

Особенности используемого материала.

Пластилин – мягкий, податливый материал, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательныхмоментов:

  • • Несвежийпластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе, особенно детским пальчикам.
  • • В своем составепластилинимеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.

Всех этих неприятностей можно избежать,

если следовать следующимрекомендациям:

  1. 1.Пластилин – материал объемный, а значит имеющий вес. Поэтому для работы следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых изпластилина объектов.
  2. 2. Чтобы картинка со временем не теряла своей привлекательности, следует основу покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки можно снять лишнийпластилин, не оставляя следов.
  3. 3. Если работа выполняется в качестве подарка или для оформления комнаты, рекомендуется поверхность выполненной изпластилинакомпозиции покрыть бесцветным лаком.Пластилинпод лаковой пленкой со временем твердеет, изделие становится более ярким, с лакированной поверхности легче убирать пыль.
  4. 4. На рабочем столе ребенка должна обязательно присутствовать тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы первоначально вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
  5. 5. Работа спластилином трудоемкая, требует усилий, поэтому детям необходим минутный отдых в процессе ее выполнения в виде физкультурных разминок и пальчиковых игр.

Во многом результат работы ребенка зависит от егозаинтересованности, поэтому в работе важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов, таких как, игра, сюрпризный момент, музыкальное сопровождение и т. д.

Обучение рисованию в техникепластилинографииследует начинать с учетом постепенного нарастания сложности материала. Развитие сюжета лучше начинать с предметныхизображений: сначала нужно отработать все основные элементы сюжетного рисунка, а затем переходить к более сложным композициям. Также необходимо обращать внимание не только на техническую, но и на выразительную сторону деятельности.

Иногда ребенок отказывается от работы из-за страха, что он не справится с ней. Поэтому детям требуется поощрение. Успешное выполнение работы придает ребенку уверенность в своих силах, положительно настраивает его на дальнейшие задания.

А теперь несколько практических рекомендаций по техникепластилинографии.

  1. 1. Примазывание. Т. е. берем нужного цветапластилини размазыванием его по картону(примазыванием).Например: надо«нарисовать»голубое облако. Предварительно в нудной части листа делаем карандашный набросок или обводим по трафарету. Берем голубойпластилин и, не выходя за контур наброска, примазываемпластилин(«раскрашиваем»голубымпластилином облачко). Для большей натуральности можно сделать два-три мазка белымпластилином.
  2. 2. Скатывание колбасок.Например: вы рисуете машинку. Сначала выбираем фон. Затем – карандашный набросок. Далее выбираемпластилин, который будет«выгодно»смотреться на выбранном вами фоне. Раскатываемпластилиновыеколбаски нужной длины и толщины, и этими колбасками выкладываем контур машины(черным - колеса, кузов – зеленым и т. д.). Подключаем фантазию и вкус.
  3. 3. Шарики - горошины. Этот метод«раскрашивания»делает рисунок объемным, очень оживляет. Особенно рекомендую его использовать при предметном изображении.Например:«Дары осени». Трафарет или набросок фрукта или овоща. Плоскость карандашного рисунка заполняется шариками(величина выбирается автором). Для крепости соединения с картономпластилиннадо слегка придавливать.

В одном сюжете можете использовать все триприема:«примазывание»,«колбаски»,«горошины». Примазыванием можно создать фон и уже кпластилиновомуфону крепить колбаски и шарики (например:«Золотая осень»). Колбасками хорошо выделять силуэт изделия – они сделают его четким, выразительным. Шарики придадут рисунку объемность, яркость живость.

Именно работа пальчиками по притираниюпластилина, скатыванию колбасок и шариков является очень полезной и приносит неоценимые результаты для развития кисти вашего малыша.

Уверяю Вас, мамы, папы, а особенно бабушки и дедушки, Вы проведете с ребенком время увлекательно и полезно.

Желаю творческих успехов.

Прочитано 203 раз