Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка - детский сад №20 "Кристаллик" г.Ессентуки

Педагогический совет в детском саду

В нашем "Кристаллике" педсоветы - это целое событие!

Поближе познакомиться с презентациями и скачать демонстрационную версию Вы можете в конце этой публикации.

Безусловно, педсовет – слово знакомое в каждом дошкольном образовательном учреждении. Его значение в методической работе сложно переоценить, ведь к его функциям относятся: планово-прогностическая, мотивационно-целевая, информационно-аналитическая, диагностическая, коммуникационная, методическая.
Для меня, Педагогический совет – это собрание педагогов, которые действительно советуются, а не «заседают». Я стараюсь строить заседания таким образом, чтобы совет приносил профессиональное удовлетворение, новые знания и умения, уверенность, желание осуществлять намеченное, а не наоборот. Поговорим о педагогических советах и подготовке к их проведению более подробно.
Как правило педагогический совет работает в двух направлениях:
1) организационно-педагогический – утверждение плана работы детского сада, рассмотрение итогов работы за конкретных период, анализ образовательного процесса;
2) научно-педагогический – научно-методическая проблема дошкольного учреждения и пути её реализации, внедрение в практику работы современных достижений науки и передового педагогического опыта, повышение квалификации педагогов и т.п.
Требования к планированию педагогического совета.
Актуальность предполагает решение основных проблем учреждения на современном этапе. Результативность педагогического совета будет высокой, если рассматриваемая проблема актуальна для каждого участника, а ее решение требует всестороннего коллективного обсуждения и участия.
Научность. Обсуждение проблем на достаточном научно-теоретическом уровне (знакомство с литературой, участие в научно-практических конференциях, семинарах и т.п.). Практика работы педагогического совета требует разработки научно обоснованных рекомендаций, учет перспективности и преемственности в планировании тем.
Перспективность. Выбирая тему педагогического совета, следует не терять связь с прошлым, теми вопросами, которые обсуждались в коллективе раньше. Задание планирования – обеспечить этот процесс развивающим характером.
Концептуальность – выход тематики на конкретные философские, психологические, дидактические и социально-педагогические позиции. Тематика должна соответствовать концепции развития детского сада.
Системность – методологическая основа планирования педагогического совета.
Методы и формы педагогических советов.
Методы и формы – это тот организационный механизм, который обеспечивает высокую активность участников. В педагогическом совете, как и в образовательном процессе, выделяют:
• словесные методы (лекция, беседа, дискуссия, работа с литературой);
• наглядные (рисунки, схемы, диаграммы, демонстрация фото- и видеоматериалов, компьютерное моделирование, интерактивная доска);
• практические (действия педагогов в различных ситуациях, наблюдение за практической деятельностью педагогов во время учебного процесса).
Типы и формы педагогических советов
1. По цели подготовки и проведению:
• традиционные (авторитарные, догматические);
• современные интенсифицированные (модернизированные, модифицированные);
• нетрадиционные (альтернативные);
• интерактивные – обеспечивают активное профессионально-педагогическое и профессионально-управленческое взаимодействие между членами педагогического коллектива.
2. По форме (традиционные):
• доклад с обсуждением (выступления);
• доклад с содокладами (с приглашением докладчика-специалиста);
• семинар-практикум (интенсифицированная форма). Семинар проводится как групповое занятие для повышения квалификации педагогов.
3. По форме (нетрадиционные):
• методический день;
• коллективное творческое дело (КТД);
• диспут, дискуссия (круглый стол);
• творческий отчет отдельного педагога с целью обобщения передового педагогического опыта, повышения методического уровня педагогов;
• конкурс, где подводят итоги конкурсов мастерства в педагогическом коллективе;
• фестиваль – широкий, общий осмотр достижений, празднование, которое сопровождается показом, осмотром форм, методов, приёмов, средств обучения, объединенных с художественным оформлением;
• делова игра (интерактивная форма) – целью является анализ и решение сложных проблем человеческих взаимоотношений;
• педагогический консилиум (интерактивная форма) – цель: координация действий педагогов в работе с детьми конкретной группы, определение причин сложностей и поиск путей и способов их решения;
• презентация проводится для представления новых программ, книг, методических рекомендаций, опыта работы по конкретной теме;
• аукцион – рассмотрение предложенных методик, методических приемов по конкретной теме. Педагоги «покупают» только те идеи, которые не толькозаслуживают внимания, но и наиболее реальны, жизнеспособны в условиях работы дошкольного учреждения.
4. По составу участников:
• постоянно действующий (участие всего педагогического коллектива);
• расширенный (с участим родителей, детей, специалистов);
• объединенный с другим педагогическим коллективом с целью решения общих проблем, обсуждения целей, задач, форм, методов, приёмов работы;
• ограниченный (по количеству участников) – занимается решением одной проблемы, включая в обсуждение и работу педагогов, имеющих к ней отношение.
5. По месту и роли в образовательном процессе:
• тактический: определяет и решает текущие задачи детского сада, анализирует всю деятельность, качество знаний, уровень культуры, знакомит с новыми достижениями и их использованием в образовательном процессе;
• стратегический: для разработки линии поведения коллектива, системы общих взглядов на деятельность дошкольного учреждения с целью создания перспективной программы развития, стратегии заведения;
• стартовый (установочный);
• текущий: анализ состояния образовательного процесса, уровня преподавания, итог работы за конкретный период;
• итоговый: подведение итогов за год, определение стратегический задач на следующий год;
• внеочередное: в связи с необходимостью решения незапланированных задач.
Рассмотрим поближе некоторые модели педсоветов:
1. Педсовет в форме деловой игры может быть проведен для подведения итогов работы коллектива по какой-либо проблеме или за определенный период. Основное место в таком педсовете занимает групповая работа. Организаторам важно до мелочей продумать сценарий, определить роли, задания, рассчитать регламент. Участники групп выполняют задания, вырабатывают цели и задачи, разрабатывают программы, которые и лягут в основу решения педсовета.
2. Педсовет-конференция может состоять из нескольких составных частей, например: основное теоретическое сообщение и диалог, который организует старший воспитатель с группой специалистов (музыкальный руководитель, психолог, воспитатель по физкультуре, логопед). Ответы этих специалистов на заданные вопросы будут побуждать всех остальных задавать вопросы по теме, высказывать свое мнение. В заключение принимаются рекомендации по обсуждаемому вопросу.
3. Педсовет в форме «круглого стола». Для подготовки такого педсовета руководителям необходимо отобрать важные, интересные для обсуждения вопросы, продумать организацию. Например, какие-то темы заранее дать группе воспитателей и предложить им соответствующую литературу. Тогда у них будет возможность ознакомиться с разными теориями, подходами, мнениями, обдумать и выработать свою точку зрения по этому вопросу (теме). Главное правило при организации «круглого стола» — подготовленность и заинтересованность каждого участника. Важно выбрать ведущего, умеющего ориентироваться в вопросах и направлять разговор в нужное русло.
4. Ситуативный педсовет заключается в рассмотрении одной или нескольких педагогических ситуаций, которые могут проигрываться здесь же заранее подготовленными участниками педсовета. Можно провести обсуждение ситуации по записанному на видеокамеру сюжету. Опыт проведения таких педсоветов есть в ДОУ № 1016 Юго-Восточного округа г. Москвы.
5. Педсовет в форме дискуссии требует, чтобы заранее педагоги разделились на подгруппы и подготовили свои концепции обсуждаемой проблемы. В ходе дискуссии совместно вырабатывается план решения проблемы.
Например, можно обсудить тему: «Каким должен быть план воспитательно-образовательной работы с детьми и каковы формы его написания».
6. Педсовет в форме научно-практической конференции можно подготовить и провести, объединив усилия нескольких дошкольных учреждений. Базой для проведения такого педсовета может стать учреждение, имеющее статус экспериментальной площадки: здесь работает наука. При подготовке такого педсовета заранее должны быть организованы дни открытых дверей для педагогов. Важно так составить повестку дня, чтобы каждое учреждение на равных участвовало в представлении своего опыта, обсуждении проблем и предложений к выработке решений. Научный руководитель во вступительном сообщении тезисном представляет основные положения обсуждаемого вопроса. Решения на таком педсовете могут приниматься как общие для всех, так и для каждого педагогического коллектива отдельно, с учетом его специфики.
Обязательно анализируются итоги:
.чего добились и, что не удалось в ходе обсуждения;
.кто из воспитателей был активен, а кто пассивен и почему.
.какие уроки можно извлечь из этого опыта?

Подводя итог сказанному, педагогический совет - высший орган руководства воспитательно-образовательным процессом. Его задача - решать проблемы, направленные на улучшение воспитания и обучения детей, повышение квалификации педагогов путем анализа их деятельности, распространения передового опыта и т.д.
Методическая работа в детском саду - комплексный и творческий процесс. Педагогический совет является одной из форм этой работы. Добиться того, чтобы каждый воспитатель стал заинтересованным и активным участником проведения педагогических советов и совещаний, преодолеть стереотипы помогают новые нетрадиционные формы проведения педсоветов в ДОУ.
Если говорить с позиции нашего «Кристаллика» - для нас Педсовет - это событие, в котором формируется парадигма ДОУ, складывается коллектив, пишется педагогическая поэма, реализуются здоровые педагогические амбиции, совершается решение неразрешимых проблем, но при одном условии: каждый приходящий на Совет знает, зачем он там, и готов экспромтом или запрограммировано презентовать свою точку зрения, принимать решение и брать на себя ответственность.

Список литературы.
1.Белая К. Как подготовить и провести совет в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие - М.:УЦ Перспектива, 2011
2.Голицына Н.С.Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ - М: «Скрипторий 2003», 2008
3. Советова Е. В. Педсовет: практическое руководство. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2007.

Нажмите для посмотреть полный фотоальбом

Прочитано 9423 раз