Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка - детский сад №20 "Кристаллик" г.Ессентуки

Лето лето лето

Рекомендации «Закаливание в детском саду»

Закаливание— это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию.

Воспитание здорового ребенка является главной целью любого дошкольного учреждения. Потому что дошкольноедетство- время интенсивного развитияребенка: приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых не возможен здоровый образ жизни.

Закаливаниедетей дошкольного возраста в ДОУ состоит из системы мероприятий, включающих элементызакаливанияв повседневной жизни, которые включены в режимные моменты и специальныемероприятия: воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры, правильно организованную прогулку, являются частью физкультурных занятий. Значит, перед нами, взрослыми, стоит очень важнаязадача: воспитать физически, нравственно и духовно здорового человека.

Что же кроме чистого свежего воздуха, яркого солнца и воды может быть лучшим средством поддержания сил и здоровья в молодом организме, который только формируется. В этом случае,закаливание -один из наиболее подходящих вариантов для тех, кто хочет сохранить свое здоровье и здоровье детей.Закаливаниепоможет избежать заболеваний, повысить иммунитет.

Цельзакаливания– тренировка защитных сил организма, выработка способности быстро приводить работу органов и систем в соответствии с меняющейся внешней средой. Способность организма быстро приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным воздействием того или иного фактора(тепло, холод и т. д.)и постепенным увеличением дозировки такого воздействия.

В процессезакаливанияв организме ребенка происходятизменения: клетки покровова тела и слизистых, нервные окончания и нервные центры начинают быстрее и целесообразнее реагировать на изменения окружающей среды.

В результатезакаливанияребенок становится менее восприимчивым к резким изменениям температуры и простудным, и инфекционным заболеваниям.Закаленныедети обладают хорошим здоровьем и аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, высокой работоспособностью. Таких результатов можно добиться лишь при правильном выполнениизакаливающих процедур.

Положительных результатов отзакаливающихпроцедур можно ожидать только при соблюдении таких принципов, как постепенность, последовательность, систематичность, комплексность, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, а также активное и положительное отношение детей кзакаливающим процедурам.

Основная задача: осуществлять комплексный подход к оздоровлению дошкольника средствами природы с учетом уровня его индивидуального здоровья при активном включении ребенка в процесс его формирования.

Системазакаливания

В повседневной жизни

  • • утренняя гимнастика(разные формы, оздоровительный бег, ОРУ, игровая форма);
  • • облегченная форма одежды;
  • • ходьба босиком до и после сна,
  • • сон с доступом воздуха(+19, +17*С)
  • • контрастные воздушные ванны(перебежки);
  • • солнечные ванны(в летнее время);
  • • обширное умывание
  • • полоскание горла;
  • • контрастное обливание ног в летний период;
  • • хождение босиком по массажным дорожкам.

При организациизакаливаниянеобходимо соблюдать ряд правил, принциповзакаливаниядля достижения наибольшего эффекта от его проведения.

  1. 1. Воздействие на организм раздражающего фактора должно быть постепенным. Этот принцип очень важен, так какдетскийорганизм не обладает большой сопротивляемостью и применение сильных раздражителей, без предварительной, постепенной подготовки, может привести к отрицательным результатам.Закаливаниедетей даст наилучший результат, если устанавливается строгая дозировка и постепенное усиление раздражения. Лучше всегозакаливаниеначинать в теплое время года.
  2. 2. Последовательность применениязакаливающих процедур. Сначала следует проводить воздушные ванны, а затем можно переходить к водным и солнечным.
  3. 3. Необходимо при проведенииз акаливаниясоблюдать систематичность. При систематическомзакаливанииответная реакция организма ускоряется и совершенствуется. Привычка к раздражителю образуется лишь в том случае, если этот раздражитель действует непрерывно в течение более или менее продолжительного времени. Еслизакаливающиепроцедуры проводить случайно, с перерывами, то организм ребенка не успеет привыкнуть к действию прохладного воздуха, воды, солнечным излучениям, не может закрепить полученные результаты.
  4. 4. Должна соблюдаться комплексность проводимыхзакаливающих мероприятий, тогда организмзакаливается всесторонне. Следует сочетатьзакаливающиемероприятия с двигательной активностью детей, гимнастическими упражнениями, пребыванием на свежем воздухе, соблюдением режима дня…
  5. 5. Большое значение при проведениизакаливающихпроцедур имеет принцип индивидуальности (возраст ребенка, состояние его здоровья, уровеньзакаленности, пол). Всех детей по отношению кзакаливаниюможно разделить на тригруппы: 1 - дети здоровые, ранеезакаливаемые(так как это ужезакаленные дети, то им можно применять любыезакаливающие мероприятия, вплоть до интенсивных);2 - дети здоровые, впервые приступившие кзакаливанию, или дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья; 3 - имеющие хронические заболевания или выраженные отклонения в функциональном состоянии. К этой категории относятся часто болеющие дети(это щадящеезакаливание, наиболее применимо в ДОУ).
  6. 6. Обязательным условием для проведениязакаливающихпроцедур является положительная эмоциональная реакция на процедуру. Ничего не получится, если ребенок плачет или утомлен предыдущей деятельностью. Важно создать благоприятную обстановку, создать игровую мотивацию в сочетании с музыкой, настроить ребенка на получение удовольствия, на приобретение бодрости и прекрасного самочувствия. Роль взрослого имеет немаловажное значение. Он должен быть примером подражания для достижения главной цели – укрепление здоровья воспитанников.

Существует ряд противопоказаний, когдазакаливание в детском саду ребенку не рекомендуется, аименно:

  • • если еще не прошло пяти дней после заболевания или профилактической прививки;
  • • если еще не прошло двух недель после обострения хронического заболевания;
  • • повышенная температура у ребенка вечером;
  • • страх у ребенка передзакаливанием.

Закаливаниемы проводим путем комплексного воздействия природных факторов(солнца, воздуха, воды).

Закаливание солнцем

Летом наиболее эффективным мероприятием позакаливаниюорганизма детей является применение солнечных ванн. Оно проводится на освещенном солнцем участке с кратковременным пребыванием по 5-6 минут в день, по мере появления загара продолжительность пребывания на солнце не увеличивается, но в течение дня может составить 40-50 минут. Лучше всего принимать солнечные ванны рано утром или вечером после 16 часов; в это время в спектре солнечного света присутствует наибольшее количество ультрафиолетовых лучей и наименьшее количество инфракрасных лучей(несущих тепло и обжигающих). В городских условиях во второй половине дня воздух наиболее пыльный и загазованный – поэтому для детей принятия солнечных ванн благоприятным остается в утреннее время.

Солнечные лучи оказывают благоприятное влияние на организм только при правильном использовании, в противном случае могут причинить вред. Обязательно голова ребенка должна быть покрыта головным убором, необходимо соблюдение питьевого режима.

Закаливание воздухом

Наиболее доступное средствозакаливания, которое подходит для всех детей. Воздушные ванны способствуют улучшению обмена веществ, повышают аппетит, нормализуют сон. В зависимости от температуры воздухаразличают: теплые – от 20 и выше, прохладные – 16-19 и холодные ванны – 15 и ниже. Наиболее переносимыми являются теплые воздушные ванны. С них и следует начинатьзакаливание воздухом. Принимая прохладные и холодные воздушные ванны, нужно активно двигаться – ходить или выполнять упражнения.

Режим дня ДОУ направлен назакаливание организма ребенка.

Прием детей вдетскийсад ежедневно с мая по сентябрь проводится на улице. Утренняя гимнастика также проводится на улице. В холодное время года - в спортивном зале в облегченной форме при температуре не выше 19°.

Структура проведениязакаливающих процедур после сна

Воздух(температурное воздействие на организм)

Сон без маек

Воздушные контрастные ванны.

Гимнастика после сна в кроватях.

Хождение босиком

Использование разницы температур(под одеялом, без одеяла; в спальне, в групповой комнате).

Использование«дорожек здоровья»(ребристая доска, массажные коврики и др.)

Хождение босиком

Хождение босиком относится к нетрадиционным методамзакаливания, который является также хорошим средством укрепления сводов стопы и ее связок.Начинают хождение босиком при температуре пола не ниже +18 градусов. Вначале это осуществляется в носках в течение 4-5 дней, затем полностью босиком по 3-4 минуты, увеличивая ежедневно время процедуры на 1 минуту и постепенно доводя ее до 15-20 минут. Хождение босикомрекомендуетсяво всех возрастных группах. Дети старших групп проводят босиком утреннюю зарядку (в помещениях, физкультурные занятия, подвижные игры. Детям, которые легко простужаются и часто болеют,рекомендуетсяпервоначально ходить по полу в носках, а уже затем босиком.

Следующий этап — хождение босиком по земляному грунту во дворе, всаду, на улице в течение лета. Приступая к процедурезакаливания, необходимо помнить, что горячий песок или асфальт, снег, лед, острые камни, иглы в хвойном лесу и шишки оказывают сильное возбуждающее воздействие, в то время как теплый песок, мягкая трава, дорожная пыль, ковер в помещении успокаивают.

Главный смысл хождения босиком заключается взакаливаниикожи стоп к влиянию пониженных температур, которое осуществляется главным образом действием низких температур пола, земли.

Прочитано 126 раз