Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка - детский сад №20 "Кристаллик" г.Ессентуки

Искусство, как терапия и терапия искусством

Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
В.А. Сухомлинский
Искусство - невидимый мостик, который совмещает два противоположных мира: мир фантазии и реальности. Часто тайные желания, подсознательные чувства и эмоции, более легко изложить в творчестве, чем выразить в словесной форме.
Поэтому в последнее время большую популярность приобретает метод лечения с помощью художественного творчества или арт-терапия.
Арт-терапия – это одно из самых загадочных и привлекательных направлений практической психологии и психотерапии.
Обычно, говоря об арт-терапии, мы подразумеваем так называемую терапию изобразительным искусством (англ.: art therapy), хотя в более широком смысле понятие арт-терапия (англ.: arts therapy) включает также и музыкальную терапию,
танцевально-двигательную терапию,
драма-терапию
и некоторые другие группы методов для детей, подростков и взрослых.
Арт-терапия используется как метод психологической коррекции в работе с детскими неврозами, фобиями и расстройствами поведения.
Как это работает?
Арт-терапевтические методы основаны на понимании искусства как способа выражения того, что сложно или невозможно выразить словами. В творческом процессе человек становится более аутентичным и свободным, чем в обыденной жизни, и обретает такие прекрасные инструменты выражения сложных чувств, как цвет, пластическая форма, звук, движение, символ, образ.
Полезна арт-терапия для пожилых людей, страдающих угнетением ментальных функций, для пациентов с тяжелыми соматическими заболеваниями, для детей с особенностями развития, такими как:
аутизм; гиперактивность; задержка психического и речевого развития и другими.
Детская арт-терапия.
Может быть реализована как в индивидуальной, так и в групповой форме, при этом детскую арт-терапию отличает насыщенность занятий разнообразными формами творчества.
В работе с детьми часто применяется:
песочная арт-терапия
спонтанное движение
танце-двигательная терапия
игровая терапия
сказкотерапия.
Арт-терапевтические направления разнообразны. В их числе:
-изотерапия — лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством;
-имаготерапия — воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;
-музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки;
-сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи, легенды;
-кинезитерапия — воздействие через танцевально-двигательную; коррекционную ритмику (воздействие движениями), хореотерапию;
-фототерапия – использование фотоматериалов и слайдов в работе;
-куклотерапия — метод комплексного воздействия на детей, который предполагает использование кукол и театральных приёмов (этюдов, игр, упражнений, специальных заданных ситуаций с помощью персонажей кукольного театра);
-игровая терапия – метод коррекции посредством игры;
-песочная терапия – сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка (композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе);
-ароматерапия – это применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья человека. Запахи управляют настроением, успокаивают перевозбуждённую нервную систему, повышают работоспособность.
-смехотерапия– это вид психотерапии, помогающий снять блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности. Юмор и смех поднимают настроение, помогают наладить коммуникативные связи, позволяют эффективно противостоять стрессовым ситуациям;
-цветотерапия– способствует восстановлению индивидуального биологического ритма с помощью специально подобранного цвета.

Использование элементов арт-терапии в коррекции речевых нарушений
В современных условиях проблема актуальна, так как в настоящее время значительно возрастает количество детей с проблемами в речевом развитии и коррекционная работа с ними требует поиска в применении новых эффективных способов решения этой проблемы.

В нашем образовательном учреждении активно используются такие методы арт-терапии, как изотерапия, имаготерапия, кинезиотерапия, песочная терапия, музыкотерапия, сказкотерапия.
Элементы некоторых технологий, из перечисленных выше, Вы можете использовать и дома с детьми, в обычной жизни.

Изотерапия (художественно-изобразительная деятельность)
Цель: самовыражение и самореализация ребенка в продуктах творчества.
Задачи:
• развитие мелкой моторики;
• развитие артикуляционного аппарата;
• развитие речевого дыхания;
• развитие связной речи.
Техники
1. «Кляксография»
На влажный альбомный лист ребенок (возможно с помощью педагога) наносит кляксы. Затем с помощью трубочки дует на них. В результате получаются затейливые узоры. По завершению работы ребенок рассказывает, что он нарисовал.
2. Пальцевая живопись
Ребенку дается черно-белое изображение крупного объекта, который необходимо раскрасить пальцами.
3. Рисование на манной крупе
В поднос насыпается манная крупа, по которой ребенок рисует пальцами, комментируя свои действия.

Кинезиотерапия (Двигательно-речевая деятельность)
Цель: коррекция речевых нарушений, по средствам использования двигательной деятельности.
Задачи:
• Развитие общей моторики;
• Развитие межполушарных связей коры головного мозга;
Основные разделы:
1. Пальчиковая гимнастика;
Использование пальчиковых игр: движения пальцев рук, сопровождающиеся стихотворным текстом.
2. Упражнения по визуализации;
Игры «Волшебный сундучок», «Чудесный мешочек». Ребенок опускает руку в мешок, внутри которого находятся мелкие предметы. Ощупывая их дошкольник воссоздает образ предмета и угадывает его.
Упражнения по изотерапии
«Художники – натуралисты»
Необходимо подготовить большой лист бумаги или обоев, блюдца с жидкими красками. Взрослый вместе с ребенком (детьми) рисует на заданный сюжет, который придумывают вместе («Падают листья», «Следы неведомых зверей», «Фантастическая планета», «Разноцветная мозаика»), не кисточками, а пальцами, ладошками, ступнями, локтями, щечками, носиком. После упражнения в процессе умывания вспоминают ощущение свободы и радости, раскрепощение, которое вместе чувствовали ребенок и взрослый.

«Самоцветы»
Мокрый лист бумаги – это сундук с драгоценными камнями. Все они имеют сой неповторимый цвет. Дети пробуют всевозможные сочетания трех красок, разную яркость и насыщенность красочных смесей: наполняют сундук самоцветами, ставя разноцветные точки.

«Чудо - рисунок»
Ребенку предлагают нарисовать что – то (портрет мамы, город, животное, человечков) из разных цветов (овощей, птичек и пр.).

«Кляксы»
Небольшой лист бумаги складывают пополам. На одной половине листа ребенок делает кляксу. Потом лист перегибается. На другой стороне получается отпечаток. Изображению придумывают название. Можно сочинить сказку.
«Ваш мир в красках, формах и линиях»
Детей просят изобразить свой мир на бумаге, используя для этого только линии (прямые и кривые, широкие и тонкие, разноцветные) и формы, ничего конкретного. Рисование проходит под музыку, которая подбирается в соответствии с особенностями детской аудитории (успокаивающая, стабилизирующая, активизирующая).
«Синхронное рисование обеими руками»
1. Установить оба карандаша в одну точку
2. Нарисовать симметричный предмет одновременно правой и левой рукой.
Упражнения по сказкотерапии
«Сказка наоборот»
Известная детям сказка разыгрывается (рассказывается) сначала с привычными образами сказочных героев, а затем черты характера сказочных героев меняются на противоположные.
«Встреча сказочных героев»
Взрослый подбирает каждому ребенку сказочный персонаж, который облает противоположными личностными особенностями, например, ребенку с низкой самооценкой дается роль героя (Ильи Муромца, Ивана –Царевича).Каждому ребенку ведущий – волшебник дает по пять жизней, которых они лишаются, если изменят поведение своих героев. Дети садятся в круг и открывают встречу сказочных героев. Тему для разговора они могут выбрать сами. Дети придумывают сказку для своих героев и разыгрывают ее. В конце упражнения проводится обсуждение своих ощущений в новой роли.

«Сказка по кругу»
Дети выбирают основную тему своей сказки. Затем они садятся в круг и по очереди, держа в руках волшебную палочку», сочиняют сказку. Первый ребенок начинает ее, говоря первое предложение, второй продолжает и т.д. В конце упражнения проводится обсуждение: что дети чувствовали, что делали, если хотелось поправить другого ребенка и т.п.

«Придумай сказку»
Ребенку предлагают придумать сказку о человеке, которого зовут так же, как его, опираясь на значение и звучание имени. Например, Марина – морская, сказка о девочке, которая живет в море.

«Сказка»
Вместе с ребенком разыгрывается сюжет сказки. Сказка подбирается так, чтобы герои в ней говорили разными голосами., например, «Три медведя». Ребенок должен попробовать исполнить все роли течение одного упражнения..
Упражнения по музыкотерапии
«Убегающий звук»
Используется колокольчик или любой другой музыкальный инструмент со звучанием, затихающим постепенно. Взрослый просит ребенка прислушаться к колокольчику, до тех пор, пока звук совсем не затихнет.
«Хрустальная вода»
Детям предлагают присесть, представить, что они набирают пригоршню воды из ручья, поднять руки вверх и вылить на себя, часто подпрыгивая на одном месте и произнося звук «и-и-и…» так долго, насколько смогут. Затем замереть и прислушаться к звуку музыкального инструмента, например колокольчика до тех пор, пока звук не затихнет.

«Импровизация на музыкальных инструментах»
Ребенку предлагают показать , как он будет бить в барабан, если ему грустно, весело и т.д. Можно использовать другие простейшие инструменты.
«Мелодизация призывов»
Ребенка просят спеть эмоционально окрашенные призывы с разной интонацией. Например, «Вперед, друзья!», «Ах, как мне грустно…»,»Какая удача, какая радость…» и т.д.поют на удобной для них ноте и высоте.

«Тонирование»
Детям предлагают пропеть звуки:
-«м-м-м» снимает стресс и способствует расслаблению,
-«а-а-а» немедленно вызывает расслабление,
-«и-и-и» - «звуковой кофеин», за 3-5- минут стимулирует работу мозга, повышает активность организма,
-«о –о-о» средство мгновенной настройки организма.
«Дирижер»
Ребенку предлагают продирижировать звучащую музыку.

Мир арт-терапии богат и разнообразен.
Давайте вместе, взрослые, украшать и обогащать с помощью арт-терапии жизнь наших детей!

Прочитано 31 раз