Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка - детский сад №20 "Кристаллик" г.Ессентуки

азбука безопасности

Актуальность проекта

  • Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей.
  • Увеличилось количество пожаров из-за шалости детей с огнем, что приводит к их гибели и потери здоровья (при пожарах ежегодно в огне гибнет 60% детей, из них дошкольники) .
  • Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. У детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями.
  • Отсутствие у детей защитной психологической реакция на экстремальные ситуации. Несформированность элементарных навыков самосохранения.
  • Дошкольные учреждения должны вести просветительскую работу по профилактике пожаров с детьми и родителями. Профилактике пожаров, обучению навыкам поведения в экстремальных ситуациях и знакомству с профессией пожарного посвящен данный проект

Проблема:

  • Несформированность у детей четкого понимания скрытой опасности огня, игры со спичками, взрывоопасными и легковоспламеняющимися предметами.

Тип проекта:

Информационно – творческий, групповой, долгосрочный (сентябрь 2018 –май 2019 гг.)

Участники проекта: воспитатели и дети средней группы, родители, музыкальный руководитель.

Цели:

  • Познакомить детей с правилами пожарной безопасности, необходимыми для действия в экстремальных ситуациях
  • Формировать у детей осознанное и ответственное отношение к соблюдению правил пожарной безопасности;

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Познакомить детей с правилами пожарной безопасности, нормах поведения во время пожара
  • Дать представление о предметах, которым детям самостоятельно пользоваться категорически запрещено – спички, зажигалки, газовые плиты, печки.
  • Дать представление о функциях огня («огонь – друг ; огонь - враг»); Углубить знания о причинах возникновения пожара; учить детей поведению в экстремальных ситуациях
  • Учить детей набирать номер телефона службы спасения и понятно называть свой адрес;
  • Познакомить со средствами пожаротушения (пена, песок, вода);
  • Познакомить детей с профессией пожарного. обогащать словарь детей в соответствии с темой;

РАЗВИВАЮЩИЕ:

- Развивать осознанное отношение к ситуациям опасным для жизни и здоровья людей. Способствовать установлению и пониманию детьми причинно следственных связей в ситуациях действия человека с огнем.
- Способствовать освоению способов и средств речевой коммуникации в случаи опасности (обращении к другим людям за помощью, объяснение ситуации, предупреждение людей и др.).
- Развивать внимательное отношение и осторожное обращение с горючими предметами.
- Развивать осознание необходимости неукоснительного выполнения правил пожарной безопасности в ситуациях действий возле огня, с огнем.


ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • Воспитывать чувство самосохранения.
  • Воспитывать осознанное отношение к пожароопасным предметам.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • воспитывать у детей интерес к профессии пожарных, почтительное уважение к их нелегкому труду, осознание опасной профессии.

Предполагаемый результат проекта:

  • Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.
  • Расширение кругозора детей, словарного запаса.
  • Получение детьми начальных знаний по пожарной безопасности.
  • Участие в проекте родителей повысит значимость проводимой работы, покажет актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка в решении задач безопасности.

Подведение итогов проекта:

  • Продуктивная деятельность рисование «пожар».
  • Папка- передвижка для детей и родителей по пожарной безопасности, буклеты по пожарной безопасности.
  • Атрибуты в мини-музей «Маленький пожарник».
  • Драматизация сказки «Кошкин дом».
  • Встреча с интересным человеком: «Профессия – диспетчер пожарной охраны».
  • Оформление уголка пожарной безопасности в группе.

Значимость проекта для всех его участников:

Дети:получают и закрепляют на практике правила безопасности.
Педагог: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители:расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей.

Проект включает в себя 3 этапа:

Подготовительный.
Основной.
Заключительный.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:

Педагоги:

  • Довести до участников проекта важность данной проблемы.
  • Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, сюжетные картинки и иллюстрации по теме.
  • Изготовление дидактических игр.
  • Составить план работы по реализации проекта.
  • Дети: рассматривают карточки и плакаты с изображением пожароопасных ситуаций, интересуются: «Куда спешит пожарная машина?», «Почему возникают пожары?».
  • Подготовить творческие работы для выставки
  • Родители: беседуют с детьми об опасностях игры с огнем, читают им по данной тематике художественную литературу

ОСНОВНОЙ этап проекта

Раздел программы

Формы и методы работы

Сроки

выполнения

Познавательное развитие

«Пожарная безопасность в природе»,

«Красивый и опасный – огонь прекрасный»;

«Крики, дым, огонь и жар. Люди мчатся на пожар»

опытно-экспериментальная деятельность «Опыт со свечой», «что горит?»;

решение проблемных ситуаций: «Бабушка забыла выключить утюг»,

«В доме зажгли бенгальские огни»;

беседы: «Люди героической профессии».

«Кто может готовить на плите»,

«Кто пользуется бытовыми приборами».

Встреча с интересным человеком - пожарным

« Профессия – диспетчер пожарной охраны»

Февраль

Апрель

сентябрь

Октябрь-

Декабрь

сентябрь

апрель

сентябрь

Май

Речевое развитие

Беседа «Что такое пожар». «Огнеопасные предметы» Составление творческих рассказов: «Чего нельзя делать в отсутствие взрослых», «Спичка-невеличка и большой пожар»; рассматривание плакатов, иллюстраций на тему «Осторожно, огонь»; «Можно – нельзя» «доскажи словечко»

конкурс стихов на тему: «Спички детям не игрушка».

Декабрь-

январь

февраль

март

Ознакомление с художественной литературой

Выставка «Писатели о пожаре»; загадки и пословицы об огне; Чтение: С. Маршак «Пожар»,«Кошкин дом», С. Я. Маршак «Пожар», Л. Толстой «Пожарные собаки», К. Чуковский «Путаница».

Т, Фетисов «Куда спешат пожарные машины»

Сентябрь

октябрь

ноябрь

апрель

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Что необходимо пожарному», «Горит – не горит», «Хорошо – плохо», «ДА и НЕТ»

«Причины пожаров», «Собери картинку»,

«Угадай профессию», «Загадки из спичечного коробка».

Сюжетно-ролевые: «Осторожно пожар», «Мы пожарные». «Спасатели»

Ноябрь-Май

Театрализованная деятельность

Игра инсценировка «Кошкин дом»

И.Кононова «Песенка про спички», «Песенка про огнетушитель», «Я стану пожарным»

Октябрь

февраль

Изобразительное искусство

Рисование на тему: «Эта спичка – невеличка», «Пожар», выставка - аппликация «Пожарные автомобили»

Конструирование: домик для кошки

Сентябрь

октябрь

Двигательная активность

Подвижные игры: «Кто быстрее», «Быстрые и ловкие», «На пожар», «Смелые пожарные», «Верхний этаж», Спортивное развлечение «Спешим на помощь» «Пожарные на учении» «Пролезь – не задень» «Эвакуация»

Октябрь-Май

Работа с родителями

Анкетирование родителей по теме проекта;

конкурс детско – родительского рисунка «Пожар».

Папка-передвижка «Пожарная безопасность».

Октябрь

сентябрь

Декабрь

заключительный

  • Дети: показывают драматизация сказки «Кошкин дом».
  • Участвуют в реализации игрового комплекса в уголке пожарной безопасности
  • Педагоги и родители: занимаются оформлением уголка. Атрибуты в мини-музей «Маленький пожарник».
  • Выставка рисунков и плакатов на тему «Не играй с огнем!»,

Список литературы:

  • Боровлева А.В. Проектный метод как средство повышения качества образования // Управление ДОУ .2006. - № 7 .С 76-83.
  • И. Л. Саво «Пожарная безопасность в детском саду».
  • Т. А. Шорыгина «Беседы о правилах пожарной безопасности».
  • Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева «Безопасность».
  • М. С. Коган «Осторожней будь с огнем утром, вечером и днем!»
  • Комплект «Пожарная безопасность» беседы с ребенком.
  • Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых /В.П.Бедерханова //Развитие личности. - 2000. - № 1. - С. 24 – 36.
  • Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112с.
  • Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
  • И. В. Кононова «Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников».

Прочитано 1356 раз