Актуальность проекта
- Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей.
- Увеличилось количество пожаров из-за шалости детей с огнем, что приводит к их гибели и потери здоровья (при пожарах ежегодно в огне гибнет 60% детей, из них дошкольники) .
- Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. У детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями.
- Отсутствие у детей защитной психологической реакция на экстремальные ситуации. Несформированность элементарных навыков самосохранения.
- Дошкольные учреждения должны вести просветительскую работу по профилактике пожаров с детьми и родителями. Профилактике пожаров, обучению навыкам поведения в экстремальных ситуациях и знакомству с профессией пожарного посвящен данный проект
Проблема:
- Несформированность у детей четкого понимания скрытой опасности огня, игры со спичками, взрывоопасными и легковоспламеняющимися предметами.
Тип проекта:
Информационно – творческий, групповой, долгосрочный (сентябрь 2018 –май 2019 гг.)
Участники проекта: воспитатели и дети средней группы, родители, музыкальный руководитель.
Цели:
- Познакомить детей с правилами пожарной безопасности, необходимыми для действия в экстремальных ситуациях
- Формировать у детей осознанное и ответственное отношение к соблюдению правил пожарной безопасности;
Задачи проекта:
Образовательные:
- Познакомить детей с правилами пожарной безопасности, нормах поведения во время пожара
- Дать представление о предметах, которым детям самостоятельно пользоваться категорически запрещено – спички, зажигалки, газовые плиты, печки.
- Дать представление о функциях огня («огонь – друг ; огонь - враг»); Углубить знания о причинах возникновения пожара; учить детей поведению в экстремальных ситуациях
- Учить детей набирать номер телефона службы спасения и понятно называть свой адрес;
- Познакомить со средствами пожаротушения (пена, песок, вода);
- Познакомить детей с профессией пожарного. обогащать словарь детей в соответствии с темой;
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- Развивать осознанное отношение к ситуациям опасным для жизни и здоровья людей. Способствовать установлению и пониманию детьми причинно следственных связей в ситуациях действия человека с огнем.
- Способствовать освоению способов и средств речевой коммуникации в случаи опасности (обращении к другим людям за помощью, объяснение ситуации, предупреждение людей и др.).
- Развивать внимательное отношение и осторожное обращение с горючими предметами.
- Развивать осознание необходимости неукоснительного выполнения правил пожарной безопасности в ситуациях действий возле огня, с огнем.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- Воспитывать чувство самосохранения.
- Воспитывать осознанное отношение к пожароопасным предметам.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- воспитывать у детей интерес к профессии пожарных, почтительное уважение к их нелегкому труду, осознание опасной профессии.
Предполагаемый результат проекта:
- Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.
- Расширение кругозора детей, словарного запаса.
- Получение детьми начальных знаний по пожарной безопасности.
- Участие в проекте родителей повысит значимость проводимой работы, покажет актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка в решении задач безопасности.
Подведение итогов проекта:
- Продуктивная деятельность рисование «пожар».
- Папка- передвижка для детей и родителей по пожарной безопасности, буклеты по пожарной безопасности.
- Атрибуты в мини-музей «Маленький пожарник».
- Драматизация сказки «Кошкин дом».
- Встреча с интересным человеком: «Профессия – диспетчер пожарной охраны».
- Оформление уголка пожарной безопасности в группе.
Значимость проекта для всех его участников:
Дети:получают и закрепляют на практике правила безопасности.
Педагог: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители:расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей.
Проект включает в себя 3 этапа:
Подготовительный.
Основной.
Заключительный.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:
Педагоги:
- Довести до участников проекта важность данной проблемы.
- Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, сюжетные картинки и иллюстрации по теме.
- Изготовление дидактических игр.
- Составить план работы по реализации проекта.
- Дети: рассматривают карточки и плакаты с изображением пожароопасных ситуаций, интересуются: «Куда спешит пожарная машина?», «Почему возникают пожары?».
- Подготовить творческие работы для выставки
- Родители: беседуют с детьми об опасностях игры с огнем, читают им по данной тематике художественную литературу
ОСНОВНОЙ этап проекта
Раздел программы | Формы и методы работы | Сроки выполнения |
Познавательное развитие | «Пожарная безопасность в природе», «Красивый и опасный – огонь прекрасный»; «Крики, дым, огонь и жар. Люди мчатся на пожар» опытно-экспериментальная деятельность «Опыт со свечой», «что горит?»; решение проблемных ситуаций: «Бабушка забыла выключить утюг», «В доме зажгли бенгальские огни»; беседы: «Люди героической профессии». «Кто может готовить на плите», «Кто пользуется бытовыми приборами». Встреча с интересным человеком - пожарным « Профессия – диспетчер пожарной охраны» | Февраль Апрель сентябрь Октябрь- Декабрь сентябрь апрель сентябрь Май |
Речевое развитие | Беседа «Что такое пожар». «Огнеопасные предметы» Составление творческих рассказов: «Чего нельзя делать в отсутствие взрослых», «Спичка-невеличка и большой пожар»; рассматривание плакатов, иллюстраций на тему «Осторожно, огонь»; «Можно – нельзя» «доскажи словечко» конкурс стихов на тему: «Спички детям не игрушка». | Декабрь- январь февраль март |
Ознакомление с художественной литературой | Выставка «Писатели о пожаре»; загадки и пословицы об огне; Чтение: С. Маршак «Пожар»,«Кошкин дом», С. Я. Маршак «Пожар», Л. Толстой «Пожарные собаки», К. Чуковский «Путаница». Т, Фетисов «Куда спешат пожарные машины» | Сентябрь октябрь ноябрь апрель |
Игровая деятельность | Дидактические игры: «Что необходимо пожарному», «Горит – не горит», «Хорошо – плохо», «ДА и НЕТ» «Причины пожаров», «Собери картинку», «Угадай профессию», «Загадки из спичечного коробка». Сюжетно-ролевые: «Осторожно пожар», «Мы пожарные». «Спасатели» | Ноябрь-Май |
Театрализованная деятельность | Игра инсценировка «Кошкин дом» И.Кононова «Песенка про спички», «Песенка про огнетушитель», «Я стану пожарным» | Октябрь февраль |
Изобразительное искусство | Рисование на тему: «Эта спичка – невеличка», «Пожар», выставка - аппликация «Пожарные автомобили» Конструирование: домик для кошки | Сентябрь октябрь |
Двигательная активность | Подвижные игры: «Кто быстрее», «Быстрые и ловкие», «На пожар», «Смелые пожарные», «Верхний этаж», Спортивное развлечение «Спешим на помощь» «Пожарные на учении» «Пролезь – не задень» «Эвакуация» | Октябрь-Май |
Работа с родителями | Анкетирование родителей по теме проекта; конкурс детско – родительского рисунка «Пожар». Папка-передвижка «Пожарная безопасность». | Октябрь сентябрь Декабрь |
заключительный
- Дети: показывают драматизация сказки «Кошкин дом».
- Участвуют в реализации игрового комплекса в уголке пожарной безопасности
- Педагоги и родители: занимаются оформлением уголка. Атрибуты в мини-музей «Маленький пожарник».
- Выставка рисунков и плакатов на тему «Не играй с огнем!»,
Список литературы:
- Боровлева А.В. Проектный метод как средство повышения качества образования // Управление ДОУ .2006. - № 7 .С 76-83.
- И. Л. Саво «Пожарная безопасность в детском саду».
- Т. А. Шорыгина «Беседы о правилах пожарной безопасности».
- Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева «Безопасность».
- М. С. Коган «Осторожней будь с огнем утром, вечером и днем!»
- Комплект «Пожарная безопасность» беседы с ребенком.
- Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых /В.П.Бедерханова //Развитие личности. - 2000. - № 1. - С. 24 – 36.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112с.
- Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
- И. В. Кононова «Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников».